В Азиатской части России, на бескрайних просторах великой и могучей сибирской земли, немало больших и малых городов – центров европейской русской цивилизации Северной Азии: какие-то из них имеют давнюю историю, основаны еще в качестве острогов русскими первопроходцами в 16-17 веках, какие-то возникли гораздо позже, в период активного заселения и освоения Сибири русскими в 18-19 веках, некоторые появились по историческим меркам совсем недавно – уже в советское время.
Среди ожерелья селений, раскинувшегося дугой преимущественно по югу Сибири от Урала до Тихого океана, последние лет сто спор за первенство, за право называться сибирской столицей ведут два крупнейших мегаполиса – Красноярск и Новосибирск. Первый – город старый, исторический, казаками основанный и купцами обустроенный, живописно раскинулся по обоим берегам могучего Енисея, город с большими традициями, богатым прошлым. Второй – «нувориш», дитя железнодорожного бума последней трети 19 века, когда рельсы-шпалы, наконец, на живую нитку стянули огромную часть евразийского пространства, именуемою Россией: стратегическая ошибка томичей, не оценивших перспектив нового вида транспорта и отказавшихся от спонсирования строительства железнодорожной ветки через свой город, дала неожиданный исторический шанс безвестной маленькой пристани на Оби.
Претензии на столичный статус поддерживает и наличие в обоих городах оперных стационаров. Новосибирский оперный, иногда неофициально именуемый Большим театром Сибири, ведет свою историю с 1928 года, а в свое знаменитое купольное здание, ставшее символом всего города, он вселился в победном 1945-м. Оперный театр в Красноярске гораздо моложе – его открытие состоялось в 1978-м, но оперные традиции в городе на Енисее намного старше. Именно опираясь на них Красноярский театр оперы и балета проводит с 1986 года фестиваль искусств, получивший имя выдающегося сибиряка, русского тенора первой трети 20 века Петра Ивановича Словцова, столетие со дня рождения которого отмечалось тогда.
«Сибирский соловей», как называли Словцова современники, сценический партнер Шаляпина и Неждановой в спектаклях на столичных сценах, тенор, по праву стоящий в одном ряду с выдающимися коллегами-соперниками той эпохи – Собиновым, Смирновым, Давыдовым, Лабинским, Розингом, помимо своих артистических достижений был и большим патриотом родной сибирской земли, много сделавшим для развития музыкальной культуры Красноярска. Именно его стараниями в 20-е годы в городе проходят регулярные оперные сезоны, основывается Народная консерватория.
Прошедший впервые еще на излете советской действительности фестиваль его имени имел непростую судьбу, социально-экономические проблемы долго мешали сделать его регулярным. Тем не менее, в 2001-м он собрался уже в седьмой раз и получил статус международного, а в его рамках дважды – в 1993 и 2001 гг. – проводился вокальный конкурс, в котором принимали участие только мужские голоса. И вот спустя четырнадцать лет Красноярская опера нашла в себе силы конкурс возродить, имея решительное намерение, сделать его ежегодным.
Итак, с 17 по 23 мая сего года на сцене Красноярского театра оперы и балета состоялся 3-й Международный конкурс вокалистов имени Петра Словцова. На этот раз он был открыт для молодых вокалистов обоих полов и в нем приняли участие более сорока певцов из разных регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Бельгии, Китая, Монголии и Киргизии. По традиции почти половину участников составили различные типы сопрано от легкого колоратурного до брутально-драматического, а низких голосов, что мужских, что женских, было до обидного мало – всего лишь две меццо-сопрано и два баса. Чуть лучше обстояло дело с тенорами и баритонами, каковых было почти поровну, а своеобразную краску в палитру голосов внес единственный контратенор – голос, пока еще относительно редко встречающийся на наших просторах.
Организаторам Конкурса Словцова, в числе которых помимо Красноярского оперного театра, поддерживаемого Министерством культуры и губернатором Красноярского края, а также администрацией города Красноярска, значатся Фонд Ирины Архиповой, Союз театральных деятелей России и московская «Геликон-опера», удалось собрать весьма представительный состав жюри. Его сопредседателями стали всемирно знаменитая итальянская примадонна Фьоренца Коссотто и народный артист СССР Владислав Пьявко. Помимо них в его составе и другие, не менее выдающиеся вокалисты – Маквала Касрашвили, Петер Дворский, Ирина Долженко, Юрий Статник, Унюшан Кулоглу, а также главный дирижер Красноярской оперы Анатолий Чепурной и итальянский импресарио Анджело Габриелли.
Особенностью, если не уникальностью Конкурса Словцова, стала его кооперация со столичным режиссерским конкурсом «Нано-опера», поэтому представители «режиссерской олимпиады», основные «битвы» которой развернулись чуть позже уже в Москве, также приняли участие в работе жюри в Красноярске. Это худрук Красноярской оперы Сергей Бобров, знаменитые прибалтийские режиссеры Неэме Кунингас и Андрейс Жагарс, а также итальянский маэстро Дамиан Иорио. Кооперация заметно усложнила задачу конкурсантов, но для жюри и публики это был весьма любопытный, если не захватывающий эксперимент. Суть его состояла в том, что «творческая лаборатория» «Нано-оперы», своего рода «пробы пера» молодых режиссеров развернулись прямо на третьем, самом ответственном туре вокального конкурса: финалистам-вокалистам пришлось не просто показать максимум своих вокальных возможностей, но и отработать «по полной» замыслы того или иного представителя режиссерского цеха, которые представили инсценировки арий, дуэтов или даже целых сцен из классических опер. И если в Москве на «Нано-опере» молодые режиссеры в качестве «глины», из которой лепят, имеют профессиональных театральных певцов, как правило, с большим опытом работы в самых разных режиссерских руках (поскольку конкурс проводится на базе «Геликона», то «выдрессированные», в хорошем смысле слова, Дмитрием Бертманом артисты иногда не просто помощники-союзники постановщиков, но главный залог успеха всего мероприятия как такового), то в Красноярске режиссерские экзерсисы пали на головы юных конкурсантов.
В итоге решение жюри оказалось следующим: гран-при получил тенор из Улан-Удэ Михаил Пирогов, первую премию – меццо Дарья Рябинко и баритон Вячеслав Васильев (оба из Красноярска), вторую премию разделили москвичка Ольга Бурмистрова, Татьяна Прытченкова из Чебоксар, Александр Суханов из Ярославля и красноярец Александр Михалев, а третью – Ольга Черемных, Инна Сподина (обе - Красноярск), Ксения Хованова (Екатеринбург), Сергей Осовин (Москва), Сергей Ванин (Челябинск) и Андрей Стражевич (Белоруссия). Специальные призы получили Ольга Бурмистрова, Ольга Черемных и Александр Суханов, а приз зрительских симпатий оказался у Ксении Ховановой и Бямбажава Монголхуу (Монголия).
В целом уровень конкурсантов показался вполне достойным, но неизгладимое впечатление оставили лишь некоторые голоса, что абсолютно нормально: уникальный, манкий, запоминающийся с первых нот звук – богатство, которым владеют далеко не все, даже очень уважаемые и мастеровитые певцы. Из женских голосов таковое сокровище оказалось у сибирячки Дарьи Рябинко – ее роскошное, словно пылающий вулкан, глубокое и сочное меццо-сопрано по-настоящему поразило и одновременно порадовало, что отечественная традиция тембрально богатых и мощных низких женских голосов, давшая миру столько великолепных артисток, по-прежнему жива. В сцене из «Аиды» (дуэт-поединок с титульной героиней) Амнерис Рябинко убедила пластичностью звуковедения, властными интонациями и мастерской сменой оттенков-настроений, чем, согласно сюжету, с недобрыми намерениями искусно пользуется хитроумная соперница-ревнивица – египетская царевна.
Среди мужских голосов подлинных бриллиантов оказалось гораздо больше, чем среди женских. Неоспоримо лидерство бурятского тенора Михаила Пирогова – его крепкий спинтовый тенор, безусловно, красив, а владение голосом на очень достойном уровне, позволяющем ему не просто вокализировать, но создавать трепетные, запоминающиеся образы, что в миниатюрах Брамса или Чайковского, что в «огнедышащих» монологах Канио или Германа (все четыре – на втором туре конкурса), что в наидраматичнейшей, но проведенной захватывающе и одновременно вокально исключительно стабильно сложнейшей заключительной сцене из «Кармен» (третий тур). Сочностью и красотой тембра, пением выразительным, проникновенным, с отношением, со смыслом порадовал ярославский баритон Александр Суханов, памятный Москве по убедительному выступлению на последнем конкурсе имени Глинки. К сожалению, певец мало поет в театре, являясь солистом Ярославской филармонии, в то время как его вокально-артистическая одаренность, безусловно, должна быть реализована на большой театральной сцене. Также замечательное впечатление оставили два красноярских баритона – Вячеслав Васильев и Александр Михалев, оба обладающие превосходными голосами и отличной исполнительской культурой. Среди тех, кто не получил звание лауреата, хочется отметить монгольского баритона Бямбажава Монголхуу, с голосом плотным, «маслянистым», прекрасно владеющего разными стилями исполняемых произведений.
Конкурс состоялся и оказался успешен благодаря мастерству его участников, профессионализму жюри и в не меньшей степени благодаря титаническим усилиям организаторов, прежде всего Красноярского театра. Хочется верить, что следующего смотра голосов имени Петра Словцова не придется ждать долгих четырнадцать лет и с третьей попытки конкурс станет неотъемлемой частью культурного ландшафта Сибири, приняв уже будущей весной участников и гостей 4-го соревнования молодых вокалистов.
Александр Матусевич
/фото предоставлено пресс-службой Красноярского театра оперы и балета/