«Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!» - Р. Дюмениль.

Жизнь Габриэля Форе — крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика — проходила в эпоху значительных исторических событий. Он принял участие в последних битвах франко-прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, до него доходили свидетельства о русско-японской войне («Что за резня между русскими и японцами! Это омерзительно»), он пережил первую мировую войну. В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и «Русские сезоны» в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе и в котором заключался основной пафос его общественной деятельности.

Форе часто называют французским Шуманом. Отличительной чертой национальных французских композиторов и пианистов является особое чувство тембра инструмента, его красочной палитры. Форе был верен этой традиции, не случайно его называют «сладкозвучный Орфей».

«Те, кому посчастливилось близко соприкасаться с Форе, знают, как верно его искусство отражало его самого. В такой степени, что его музыка порой им казалась гармоничным преображением изысканного обаяния его личности. ...Форе... с легкостью и неподражаемым изяществом подчиняет всякое внешнее впечатление своей внутренней гармонии», — такую характеристику Форе дал французский композитор, критик и педагог Поль Дюка.

Форе писал практически во всех современных ему жанрах музыки. Одно из самых известных его сочинений — Реквием (для солистов, хора и оркестра), существует в трёх авторских редакциях: первая (в пяти частях, 1888 г.) и вторая (в семи частях, 1893 г.) для камерного оркестра, третья (1900) — для большого оркестра, с органом. Среди других хоровых произведений — тонкий и гармонически изысканный «Мадригал» (на французские стихи Армана Сильвестра, имеющие весьма отдалённое отношение к «аутентичным» мадригальным текстам). Из сочинений для симфонического оркестра популярна сюита «Пеллеас и Мелизанда» (op.80). Автор большого числа романсов и песен (ок. 100), среди наиболее популярных — вокальный цикл «La bonne chanson» на стихи Верлена. Форе — автор многих фортепианных (иногда откровенно салонных) пьес и камерно-инструментальных ансамблей. Опера «Пенелопа» (Penelope, премьера в Монте-Карло в 1913 г.) — поствагнерианское сочинение, отмеченное характерным для Форе изяществом фактуры.

Юбилею французского композитора «Концертный за радио “Орфей”» посвящает два вечера.

12 мая. 20.00 «Еврорадио представляет». Концерт камерно-инструментальной музыки Г.Форе. Исполнители: Рено Капюсон – скрипка, Жерар Кассе – альт, Готье Капюсон – виолончель, Николас Ангелич – фортепиано, Мишель Дальберто – фортепиано.

13 мая. 20.00 «Еврорадио представляет». Концерт вокально-хоровой музыки Г. Форе. Исполнители: Элин Ромбо - сопрано, Лютандо Кэйв - баритон, Хор Шведского радио, камерный оркестр г. Уппсала, дирижер Петер Дийкстра.

 

/фото ru.wikipedia.org/

Габриэль Форе в Библиотеке персон

Музыкальные вершины Габриэля Форе

Неравнодушная жизнь Габриэля Форе

Габриэль Форе. Послесловие

 

Вернуться к списку новостей