В Пермском театре оперы и балета с 3 по 13 мая пройдет фестиваль, посвященный 175-летию Петра Ильича Чайковского и 50-летию с момента присвоения театру имени композитора.

В течение 10 дней будут исполнены все балеты гения, две оперы, которые относят к вершине его мастерства, а также симфонические и камерные сочинения композитора.

Ровно 50 лет имя Петра Ильича Чайковского сопровождает жизнь Пермского театра оперы и балета. В 1965 году старейшему на Урале музыкальному театру было присвоено имя великого русского композитора. Этой чести пермяки были удостоены за один из главных принципов художественной стратегии — освоение всего оперного и балетного наследия Чайковского. Уже в 1940-е — 1950-е годы в репертуаре здесь шли редко исполняемые в то время оперы «Иоланта», «Мазепа», «Чародейка», «Орлеанская дева». За минувшие полвека Пермский театр приобрел распространенное в неофициальных меломанских кругах, но оттого не менее почетное наименование — Дом Чайковского.

В 1974 году в Перми прошел первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Еще два — в 1983-м и в 1988-м.

На сцене Пермской оперы в разные годы были поставлены все сценические произведения композитора — три балета и восемь законченных опер. К 1965 году, когда Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, в репертуаре уже значилось шесть из восьми законченных опер. Причем среди первых постановок были «Чародейка» и «Орлеанская дева», спектакли, которые редко включаются в репертуар театров: считается, что слушатели находят их скучными и затянутыми. Пермская же публика сломала стереотип, продемонстрировав вкус: «Орлеанская дева» сохраняется в репертуаре театра с 1969 года.

«Когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все восемь его опер», — писал Иосиф Келлер, главный режиссер театра с 1947 по 1975 год, в своей книге воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».

«Пиковая дама» к тому моменту в репертуаре театра уже была, первая постановка ее в Пермской опере датируется 1928 годом. Этой оперой в концертном исполнении 3 мая откроется Фестиваль Чайковского. За дирижерский пульт встанет Андрей Данилов, на одной сцене выступят артисты Пермского оперного — Лариса Келль, Татьяна Каминская, Надежда Бабинцева, Михаил Наумов, а также приглашенные солисты: тенор из Большого театра Роман Муравицкий, баритон Борис Пинхасович из Михайловского театра и бас из Мариинского театра Эдуард Цанга.

«Евгений Онегин» прозвучит на фестивале в сценической версии 6 мая. Заглавную партию исполнит Владимир Целебровский из Мариинского театра, а в трепетную Татьяну перевоплотится на сцене Зарина Абаева.

Балеты «Лебединое озеро» зрители увидят 4 мая, «Щелкунчика» — в день рождения композитора, 7 мая, «Спящую красавицу» — 11 мая.

Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. 5 мая артисты оркестра musicAeterna в Доме Дягилева исполнят Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» и Струнный квартет №1. Камерную программу под названием «П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк: роман в письмах» солисты оперы представят 7 мая в Доме Смышляева.

Завершится фестиваль гала-концертом 13 мая. За пульт встанут Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Артем Абашев, Андрей Данилов и Петр Белянкин. Оркестр musicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят сочинения и фрагменты из опер и балетов Петра Чайковского, в том числе Итальянское каприччио, письмо Татьяны и ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, увертюру и арию Лизы из оперы «Пиковая дама» и знаменитый танец снежинок и адажио из балета «Щелкунчик».

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Этот фестиваль посвящен выдающейся личности, величайшему художнику, которыйкогда-либо рождался на этом свете, и, естественно, самому важному музыканту России — Петру Ильичу Чайковскому, истинно русскому композитору. К какому бы либретто он не писал свою музыку — прованская история об Иоланте, французская легенда об Орлеанской деве, немецкая сказка о девушке, превращенной в лебедя, — он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в XIX веке у русской интеллигенции всё русское было под негласным запретом, считалось дурным вкусом,mauvais tone, как тогда говорили, даже язык образованных людей был французский, а не русский. А Чайковский начал популяризировать русскую культуру — во всех произведениях, в том числе и основанных не на русских историях. И это была большая смелость в то время.

 

/фото permopera.ru/

Вернуться к списку новостей