18 февраля исполняется 80 лет Геннадию Гладкову — композитору, музыка которого любима слушателями разных возрастов и поколений. Его мелодии одновременно просты и изысканы; отмеченные яркой индивидуальностью и лишенные вычурности они моментально находят отклик в сердцах слушателей.

Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Москвы, обладатель премий «Ника» композитор Геннадий Гладков прежде всего известен как создатель бессмертной музыки к кинофильмам, мультфильмам и телефильмам.

Еще будучи студентом, Геннадий Гладков написал музыку к спектаклю «Друг детства» (1961) московского театра «Современник» по пьесе Михаила Львовского. В это же время начал писать музыку для научно-популярного кино, в частности для фильма «Тайны минувшего» («Центрнаучфильм», 1962).

Своим приходом в кинематограф композитор, по его собственным словам, во многом обязан другу детства — Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый, самый» (1966). Еще раньше он дебютировал как театральный композитор в дипломной режиссерской работе Ливанова в Щукинском училище — спектакле по «Трем толстякам» Юрия Олеши. Работа в сотрудничестве с Василием Ливановым над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» принесла Геннадию Гладкову всесоюзную известность.

В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым, его музыка звучит в спектаклях, поставленных режиссёром на сценах Московского театра сатиры, Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, Московского театра имени Ленинского комсомола, театра «Современник», а также в нескольких культовых фильмах Марка Захарова.

Среди сочинений Геннадия Гладкова — опера «Старший сын», балеты «Вий», «Двенадцать стульев», «Возвращение Одиссея», «Танец дьявола», оперетты «Жёлтый дьявол» «Собака на сене», мюзиклы «Бременские музыканты», «Темп-1929», «Дульсинея Тобосская», «Тиль», «Хоттабыч», «На бойком месте», «Дон Жуан» (всего более 30 мюзиклов), музыкальные сказки «Голубой щенок», «Маша и Витя против «Диких гитар»», «Как львёнок и черепаха пели песню», Симфония, Концертино для трубы с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Концертино для баяна и оркестра народных инструментов, Пассакалия для оркестра, сюиты «День в походе», «Спор о спорте», кантата «Поэма о пионерке», камерная, хоровая музыка, вокальные циклы «Всё в порядке», «Поезд памяти», музыка к кино и телефильмам, в том числе «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Сватовство гусара», «Собака на сене», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», «Люди и манекены», «Очень синяя борода», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф» и другим (всего более 100 фильмов).

Очень плодотворно Геннадий Гладков сотрудничает с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).

Творчество Геннадия Гладкова, соединяющее академическую традицию, новые техники письма и тонкое чувство современной интонации, носит демократичный характер и направлено на самую различную слушательскую аудиторию. Элементы эстрадной музыки, театральные приёмы в сочетании с серьёзными задачами сочинений Гладкова рождают особый синтетический стиль композитора, индивидуальный и узнаваемый.

 Геннадий Гладков в Библиотеке персон

"Обыкновенный волшебник"

Фото http://www.gengladkov.ru/

 

 

Вернуться к списку новостей