Бог куда-то исчезает и не появляется годами… (с)


Мэтр интеллектуального кино и обладатель венецианского «Золотого льва» Кшиштоф Занусси снял фильм с польскими и русскими актерами, глубоко пронзительной музыкой и тяжелым смыслом. «Инородное тело» – картина о любви, Боге и неисправимой человеческой природе – той ее части, которая вот уже много веков неумолимо борется между жаждой личного блага и трудным требованием любви к ближнему. В центре внимания – вспоминая булгаковского Воланда, обыкновенные люди, “которые любят деньги”, и в чьи сердца “иногда стучится милосердие”.

Кшиштоф Занусси специально приехал в Москву, чтобы лично представить свою новую картину

Фильм начинается с кадров бесконечно влюбленной друг в друга молодой пары. Он – неотразимый итальянец. Она – юная полячка со взглядом рафаэлевской Мадонны. Анджело и Кася – они гуляют по улочкам солнечной Италии, катаются на велосипедах, обожают друг друга и, кажется, вот-вот поженятся. Но нет – уже в следующем эпизоде девушка собирает увесистую сумку, и на вопрос Анджело: «Ты вернешься?», с загадочной улыбкой отвечает: «Не знаю».

Еще некоторое время обескураженный зритель теряется в догадках – куда можно уехать от возлюбленного с билетом в один конец?

Роли Анджело и Каси исполнили известный итальянский актер Риккардо Лионелли и польская актриса Агата Бузек

На самом деле Кася отправляется на родину в Польшу, где вскоре собирается принять монашеский постриг. Краткий период послушничества в монастыре – причудливое время, застывшее меж двух миров, когда еще не поздно одуматься и вернуть всё назад. Отец Каси – убежденный агностик и материалист возлагает на Анджело последние надежды; он верит, что ему удаться переубедить дочь и вернуть её к реальной жизни. «Как можно посвятить себя тому, в существовании чего ты даже не уверена?», – обращается он с мольбой к дочери.

Анджело и сам глубоко верующий христианин. Его дядя – священник, а другой родственник служит в Ватикане. Он разделяет религиозные взгляды своей возлюбленной и не препятствует ее намерению, однако следует за ней в Польшу – «чтобы быть рядом» и там дождаться окончательного решения Каси. В Варшаве он устраивается на работу в крупную энергетическую компанию, где попадает в мясорубку международной корпорации во главе с Крис Нильска. Умная, успешная и амбициозная она живет своим грядущим повышением, и ради этого не брезгует подослать сексапильную ассистентку к влиятельному конкуренту, чтобы та выкрала информацию, которая поможет выиграть тендер.

Одну из главных отрицательных ролей в картине – деспотичной и растленной начальницы корпорации сыграла польская киноактриса Агнешка Гроховска

Крис верит не в Бога, а в трансгрессию и «людей будущего, ориентированных на прогресс и успех». Ради достижения цели она с готовностью отрекается «от всех уз и ограничений, в том числе и от порядочности», что и демонстрирует во всей красе. Великодушие Анджело привлекает ее хищное внимание, а его религиозность становится для нее инструментом изощренных потех и манипуляций.

Картина параллельно развивает несколько линий человеческих судеб. Одна из них – взаимоотношения Крис с приемной матерью – бывшим прокурором сталинского режима. Спустя годы она так и не раскаялась в зверских приговорах, вынесенных невиновным людям, и теперь охотно дает опрометчивые интервью о своем прошлом, доставляя немало проблем далекоидущим планам Крис. «Скажи, ты бы стала так поступать со мной, если бы я была твоей родной дочерью?», – спрашивает она однажды у матери. «Если бы ты была моей родной дочерью, ты бы навещала меня почаще», – отвечает та.

Роль жестокосердной матери Крис с кровавым прошлом сыграла 89-летняя польская актриса Эва Краснодембская

Еще одна побочная линия связана с безработным молодым человеком, вынужденным попрошайничать на улицах города. Дома лежит его отец, прикованный к постели, который не может самостоятельно дышать без специального аппарата. Тот, который есть, уже давно устарел, на новый нету денег, а на содействие государства парень уже давно не рассчитывает. Каждый раз отключение электричества, которыми грешит Варшава, может стать для его старика последним, и он пытается самостоятельно собрать необходимую сумму. Анджело вызывается ему помочь, но самое большее, что он может сделать, это отправить очередной запрос в госорганы. «Господь милосерден», – повторяет Анджело, но, глядя на своего задыхающегося отца, молодой человек лишь выталкивает его за дверь.

«Инородное тело» — совместный проект кинематографистов Польши, Италии и России

Сталкивая два мира – сострадательный, духовный и рациональный, беспощадный – Кшиштоф Занусси использует весь спектр художественных средств, чтобы разграничить один от другого. Холодные и стерильные стеклянно-металлические пространства офиса противопоставлены умиротворенной отрешенности монастыря. Особая красота картины – это ее музыка. В кадре можно услышать Бетховена, Пуччини и духовные темы Пахельбеля. Мир Каси, их нежной любви с Анджело сопровождает проникновенная лирическая мелодия, которая рефреном проходит через весь фильм. Эпизоды “большого бизнеса” насыщены тревожным и агрессивным саундтреком. Авторскую музыку для фильма написал известный польский композитор Войцех Киляр.

Отдельная повествовательная линия связана с Россией. В фильме снялись знаменитые русские актеры – Александр Ковтунец, Михаил Ефремов, Денис Баландин и Чулпан Хаматова в несвойственной для себя роли бездушной бизнес-вумен. Но для автора здесь еще важно обращение к другой стороне христианства – православию. Во время посещения русского храма Анджело увлеченно расспрашивает православного монаха, что заставило его отречься от земной жизни и посвятить себя служению Господу.

Название фильма отсылает к главному герою, который оказывается тем самым “инородным телом” везде, куда ни попадает – и в среде всевластной корпорации, и в монашеской жизни своей возлюбленной, и в судьбе отчаявшегося юноши, борющегося за жизнь отца. После всех перенесенных испытаний вера молодого человека дрогнет. Проницательный католик Кшиштоф Занусси с сожалением констатирует, что в современном мире инородным телом становится Бог, без которого, как известно, если Его нет, то всё позволено...

Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО

Вернуться к списку новостей