7 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московская филармония представляет концерт, посвящённый 100-летию Первой мировой войны с участием российских, немецких и австрийских музыкантов.

Дрезденский реквием немецкого дирижера и композитора Рудольфа Мауэрсбергера (1889-1971) станет центром первого отделения и, как и исполняемый во втором отделении Русский реквием Кастальского, объединит три хоровых коллектива. Дирижировать реквиемом Мауэрсбергера будет глава «Фигуральхор Кёльн» Рихард Майлендер, партию органа исполнит Мартина Майлендер.

Прозвучит Русский реквием Александра Кастальского (1856-1926), названный самим композитором «Братским поминовением» по жертвам Первой мировой. По словам музыкантов - участников вечера, ради исполнения этого опуса в память о Первой мировой войне и задумывался весь концерт. Дирижировать будет художественный руководитель хора «Кастальский» Алексей Рудневский, партию органа исполнит Любовь Шишханова.

Обрамляют концерт хоровые номера в исполнении австрийского Хора Домского собора Граца под управлением Йозефа Дёллера, партия органа — Иоганн Труммер. Музыканты откроют вечер исполнением хорового мотета «Wie liegt die Stadt so wüst» («Какой пустынный город…» на текст Плача Иеремии) Рудольфа Мауэрсбергера, а завершат фугой «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир») из заключительной части (Agnus dei) Мессы си минор И.С. Баха.

«Ответом» московскому концерту станет исполнение Русского реквиема Кастальского в Домском соборе Кёльна, а в последующем концерте в Граце сочинение Кастальского будут сопровождать хоры А. Пярта.

В 1916 году Александр Кастальский создал монументальную кантату-реквием «Братское поминовение героев, павших в великую войну», получившую в более позднее время подзаголовок Русский реквием и посвящённую памяти воинов союзных армий Первой мировой войны. В качестве текстов композитором использованы русские, латинские, английские канонические источники.

Ноты Русского реквиема А. Кастальского в версии для хора и органа обнаружила музыковед Светлана Зверева в архивах РГАЛИ в 1996 году. До этого была известна лишь вторая редакция произведения, сделанная самим композитором для хора и оркестра, и в этом варианте Русский реквием исполнялся еще в советскую эпоху Евгением Светлановым. О существовании более ранней, органной версии было неизвестно: сам композитор считал себя поверхностным знатоком органа и решил не публиковать своей работы в таком варианте. Органный вариант впервые в Москве прозвучал 8 декабря 1998 года на вечере памяти Флоренского в Концертном зале имени Чайковского (партию органа исполняла Л. Шишханова, дирижировал Г. Дмитряк).

Затем Русский реквием неоднократно исполнялся Любовью Шишхановой в Ярославле с участием хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского.

В 2007-м музыканты сделали запись реквиема, и её демонстрацию Л. Шишханова включила в свой кёльнский семинар о русской церковной музыке. Это было в 2010 году, с того времени дирижёры Рихард Майлендер и Йозеф Дёллер увлеклись идеей исполнить Русский реквием Кастальского в Москве и в своих городах.

Вернуться к списку новостей