30 октября, в День памяти жертв политических репрессий в России, на сцене Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского прозвучит малоизвестная опера XX века. «Пассажирка» Мечислава (Моисея) Вайнберга будет представлена в концертном исполнении солистов, Оперного хора, а также хора и оркестра musicAeterna, дирижер – Артем Абашев. За час, в 18.00, начнется посвященная событию лекция.

В сценическом варианте герои оперы «Пассажирка» говорили на восьми языках: русском, польском, немецком, французском, греческом, идиш, чешском, английском. В Перми концертное исполнение предполагает лишь один язык — русский. Всё время на сцене будет находиться сводный хор (певцы musicAeterna и Оперный хор), всего около 80 человек.

В этом сезоне в театре будут представлены и другие произведения Мечислава Вайнберга. Услышать их можно будет в цикле камерных концертов «Музыка для нас» 17 января 2015.

Опера М. Вайнберга «Пассажирка» стоит особняком в списке музыки, посвященной памяти жертв фашизма.

По сюжету, на трансатлантическом лайнере через 15 лет после окончания Второй мировой встречаются бывшая надзирательница Освенцима Лиза и выжившая в заключении Марта, и эта встреча вызывает у обеих тяжелые воспоминания. Сюжет новеллы польской писательницы Зофьи Посмыш, основанный на мемуарах бывшей узницы концлагеря, оказался близок Моисею Вайнбергу, потерявшему в ходе Второй мировой войны семью.

«Пассажирка» была закончена в 1967-м, но долгое время в СССР находилась под запретом. Партитура оперы лежала на полке, хотя ею восхищался Дмитрий Шостакович, называя произведение «мастерским, совершенным по стилю и форме», характеризуя оперу как «гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла — фашизма».

Опера «Пассажирка» ждала своего часа 42 года: в сценическом воплощении она впервые была представлена публике лишь в 2010 году на фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке режиссера Дэвида Паунтни и дирижера Теодора Курентзиса.

Композитор Моисей Вайнберг написал музыку к популярным советским кинофильмам и мультфильмам (их более 60). Не зная имени автора, многие слышали его музыку из лент «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и др.

Но по свидетельству вдовы композитора, Ольги Вайнберг, около 70% его произведений не опубликовано даже в виде нот. Наследие Вайнберга включает 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 3 оперетты, 2 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат. Все эти сочинения исполняются редко.

Вернуться к списку новостей