В нынешнем 2014 году исполняется сорок лет со дня ухода из жизни выдающегося советского скрипача Давида Федоровича Ойстраха. Собеседник Йосси Тавора в студии радио «Орфей» – кандидат искусствоведения Виктор Аронович Юзефович, автор знаменитой книги «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом» и многих других замечательных работ о русской культуре…

Йосси Тавор: Давид Федорович Ойстрах – корифей музыкального исполнительства, великий музыкант, замечательный дирижер и гениальный скрипач. Прошло сорок лет с того момента, как его не стало, и тем не менее слава его не померкла и не затронута никакой патиной. Человек удивительной судьбы, удивительного характера, личность – поразительная. Виктор Юзефович – мой сегодняшний собеседник, автор книги о Давиде Федоровиче Ойстрахе, которая вышла дважды – тридцать лет тому назад и совсем недавно еще одно переиздание. Это очень важно в свете того, как мы оцениваем заново (ни в коем случае не переоцениваем) личность Давида Федоровича Ойстраха. Здравствуйте, доктор Юзефович!

Виктор Юзефович: Добрый день.

Й.Т.: У вас есть книга бесед с Игорем Ойстрахом, сыном Давида Федоровича. Я понимаю, что сын обычно идеализирует отца, но здесь в этих беседах явно ощущается пиетет и в то же время полное отсутствие идеализации. Ну, и к тому же ваше мнение об этом замечательном скрипаче – каким вы видите его сегодня?

В.Ю.: Я понимаю вашу мысль, что время открывает новые углы зрения на явления культуры, которые ушли, казалось бы, в небытие. Но, как это ни странно, для меня Ойстрах был, есть и будет великой фигурой нашей отечественной культуры, который прославил эту культуру во всем мире. Очень характерно, что сегодня мы видим, как быстро иногда забываются имена больших артистов, и как в противовес этому слава Ойстраха живет и множится не только в тех странах, где он играл, но и в том мире, где он никогда не был. Я имею в виду азиатские страны, которые так преуспели в европейской музыкальной культуре в последние несколько десятилетий. Для меня это фигура одинаково великая. 

Что касается вопроса о жанре книги, которую вы упомянули, то он как бы не был предугадан. Он сложился естественным путем. Мы были хорошо знакомы с Давидом Федоровичем, и я неоднократно склонял его к тому, чтобы он написал воспоминания. Я вообще считаю, что воспоминания это великая литература, и человек умирает не тогда, когда он умирает, а тогда, когда его забывают. Никто лучше не может сказать о себе и о своем времени, как сам деятель культуры. Давид Федорович не был против, но он говорил о том, что это физически невозможно. «Когда я перестану так много ездить», – постоянно повторял он. В процессе этих наших разговоров однажды возник разговор о жанрах бесед. В то время впервые в русском переводе вышла книга «Беседы с Пабло Казальсом» Х.М. Корредора.  Давид Федорович с очень большим интересом читал эту книгу и продолжал говорить: «Да-да-да, но когда перестану так много ездить». К сожалению, он ездил до последнего дня своей жизни. Поэтому, естественно, когда его не стало, и когда неожиданно к Игорю Ойстраху обратился издатель из Штутгарта (тогда – Западная Германия) с просьбой написать книгу об отце, Игорь Давидович, зная о наших предварительных разговорах, обратился ко мне: «Как мне быть – я не писатель, а такую книгу очень хотелось бы иметь?». Вот так мы с ним договорились, что это будет книга бесед о Давиде Федоровиче Ойстрахе; но не просто книга бесед двух собеседников, сидящих за столом друг против друга, а книга, основанная на внимательнейшем изучении личного архива Ойстраха. Огромное участие в этой работе приняла вдова Давида Федоровича – Тамара Ивановна, которая любезно предоставила в мое распоряжение все материалы архива, и мы вместе с Игорем здесь как бы переворачиваем страницу за страницей жизни и творчества его отца.

Полностью интервью слушайте в прикрепленном аудиофайле. 

 

 

 

Вернуться к списку новостей