С 14 августа по 14 сентября в музее С.С. Прокофьева открыта выставка «Композиторы-денди». Посетители увидят портреты, шаржи и редкие фотографии русских и французских композиторов-денди: Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Флорана Шмитта, Александра Скрябина, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Сюрпризом, безусловно, станет уникальная хроника начала XX века, запечатлевшая дома мод Парижа и Лондона и их посетителей. Большая часть представленных материалов — из коллекции Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Слово «денди» для большинства людей окружено романтическим ореолом. Денди — это «арбитр элегантности», законодатель моды, джентльмен до кончиков ногтей. Одновременно это светский лев, эпатирующий общество дерзкими выходками, тонко балансирующий на грани приличий; он эгоцентричен, парадоксален в суждениях и носит «маску», за которой скрывает истинные чувства… «Казаться, значит быть» — вот кредо истинного денди.

Дендизм возник в Англии в XVIII — начале XIX века, став социально-культурным явлением, ответившим на буржуазный порядок культом личности, которая раскрывает своё превосходство через моду. Костюм — одновременно и вызов обществу, и способ самовыражения, и «броня», и продолжение «маски». Нарушение традиций — один из главных фирменных знаков денди, который распространяется как на эксперименты с одеждой и образ жизни, так и на художественное творчество.

В начале XX века дендизм пережил эпоху ренессанса. Модернизм, появление авангардных направлений в искусстве, их ожесточенная борьба с академической рутиной вернули на авансцену поколение новых денди, желавших выразить в поведении свои эстетические принципы и таким образом преодолеть разрыв между жизнью и искусством. В России почти все представители литературно-художественной богемы уделяли серьезное внимание костюму и вообще внешнему виду. Эту тенденцию называют русским дендизмом.

Вполне естественно, что и композиторы-новаторы, исповедовавшие родственные взгляды на искусство, не прошли мимо веяний эпохи. Дендизм как образ жизни был присущ: К. Дебюсси, М. Равелю, Ф. Шмитту, А. Скрябину, Вл. Ребикову, И. Стравинскому, А. Лурье и С. Прокофьеву. 

Вернуться к списку новостей