В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 века (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».

В сущности, оперные принципы Вагнера не представляют явления совершенно нового. В продолжение более трех столетий у оперных композиторов то музыка брала верх над драмою, то драма над музыкою. Вагнер, в продолжение своей многолетней художественной деятельности, постоянно стремился к созданию идеальней оперы, в которой целью выражения должна быть драма, а средством - музыка. Разумеется, к такому идеалу стремились композиторы и до Вагнера, но он довел это стремление до крайних пределов. Его оперная форма сильнее охватывает драму, имея с нею неразрывную органическую связь, представляя из себя нечто цельное, закругленное, не распадающееся на арии, дуэты, хоры, ансамбли.

Вагнер, считая либретто одним из главнейших факторов оперы и обладая стихотворным даром, сам писал тексты для своих произведений, которые и давали желаемую форму его музыкальной иллюстрации. Некоторые из его текстов, как например, к опере "Моряк-скиталец", представляют законченные поэтические произведения. Дав своим образам в тексте характерные очертания; он всегда стремился к тому, чтобы эти образы, благодаря музыке, получили еще более типичности и рельефности.

Идея возвращаться в опере к мелодии, связанной с характеристикой лица или драматического момента - идея реминисценций - ни в каком случае не может быть приписана только Вагнеру. Она применялась многими композиторами ранее, применялась и современниками Вагнера, еще в то время, когда этот композитор не заставил о себе говорить. Но у Вагнера прием тематизма получил небывалое до него широкое применение. Каждое действующее лицо, в особенности в последних произведениях Вагнера, имеет свой мотив, который сопровождает это лицо в продолжение всей оперы, подвергаясь видоизменениям, сообразно характеру драматических ситуаций. Таким образом, музыкальная драма Вагнера покрывалась тематическою сетью.

Библиотека персон: Рихард Вагнер

Вернуться к списку новостей