В прямом эфире радио "Орфей" побывала Галина Васильевна Маяровская — ректор Российской академии музыки имени Гнесиных. Поводом для встречи послужил двойной юбилей. С одной стороны, как вуз Гнесинка была создана в марте 1944 года, то есть семьдесят лет назад, с другой, — сто сорок лет исполняется со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, без которой не было бы «Гнесинского дома». Об истоках музыкального педагогического образования в России, этапах развития истории Гнесинки, сегодняшних джазовых фестивалях в академии и преподавании арт-менеджмента Галина Маяровская рассказала ведущей Фаине Коган.

 

Галина Маяровская

Фаина Коган: Сегодня у нас в гостях Галина Васильевна Маяровская — ректор Российской академии музыки имени Гнесиных , заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук. Два таких громких юбилея Вы, скорее всего планируете отмечать широко. Что уже задумано сделать, а что уже сделано в этом направлении?

Галина Маяровская: «Гнесинский дом» — это целый комплекс учебных заведений, созданных Еленой Фабиановной. Принято считать, что 15 февраля 1895 года к Гнесиной пришла первая ученица, с тех пор этот день считается началом становления «Гнесинского дома». Через год мы будем отмечать очередной юбилей — сто двадцать лет системе гнесинских учебных заведений. Этот комплекс Елена Фабиановна выстраивала постепенно, по ступенькам. В 1919 году появился музыкальный техникум, потом музыкальное училище. При этом детская музыкальная школа стала структурным подразделением училища.  В том же 1919 году открывается  школа-"десятилетка", а в 1944 году было принято решение создать музыкально-педагогический институт...

Удивительный, конечно, факт. Потому что во время войны было совсем не до музыкальных проблем. То ли это упорный характер Елены Фабиановной, то ли звезды так сложились, что вуз начал свою жизнь симптоматично именно в 1944 году.  

Это могла сделать только Елена Фабиановна. Причем, институт с момента создания не прекращал своих занятий во время войны. Весь педагогический коллектив во главе с Гнесиной находились на своих местах в Москве, не было никакой эвакуации. Это тоже показательно. Институт открывался по тому же принципу, что и Московская консерватория. Это академическое учебное заведение, где преподавали игру на фортепиано, скрипке, виолончели, духовых инструментах. В принципе, Гнесинка — это "сестра" консерватории. Как и ее сестры, Елена Фабиановна закончили Московскую консерваторию. С самого начала она поставила перед собой цель сделать институт общедоступным институтом. Неслучайно, в 1946 году она решается открыть кафедру народных инструментов, несмотря на скептическое отношение к этой затее многих ее коллег.

Галина Васильевна, почему не поддерживали этот проект?

Педагоги были выпускниками Московской консерватории, ориентированные на академическое образование. А что такое баян в то время в восприятии большинства? Нечто вроде гармошки, это сейчас всё изменилось и баян завоевал статус ведущего инструмента. На нем играют всю классику, специально пишут для него сочинения. У истоков этих метаморфоз, я считаю, стояла именно Елена Фабиановна, которая "пробила" народный факультет.

Подробнее интервью Галины Маяровской слушайте в прикрепленном аудиофайле:

 

 

 

Вернуться к списку новостей