В Грузии, кажется, поют все. Собираются вместе и поют изумительно, многоголосно. Маквала унаследовала голос от матери, у которой он был настоящий, большой, к тому же девочка была очень музыкальна. Она постоянно слушала классическую музыку по радио. Позднее певица скажет в одном из интервью: «Я так рано начала мечтать о карьере певицы, что у меня не оставалось времени подумать о других профессиях. В 10 лет я уже поняла, что у меня есть голос, не детский, а настоящий, певческий. Слушала по радио оперную музыку и, еще не вполне понимая, что это такое, пела. Повторяла на слух то, что слышала, и чувствовала, что нашла свою самую большую любовь. Я не хотела даже думать о другой профессии».

Мать отвела Маквалу в музыкальное училище, где та училась на вокальном отделении с 1956 по 1960 год. Но произошло худшее: начались большие проблемы с голосом. Посетивший однажды училище известный певец Зураб Анджапаридзе помог ей показаться бывшей солистке Большого театра, в то время педагогу Тбилисской консерватории Вере Александровне Давыдовой. Та не пришла в восторг от безголосой девчонки, но видя слезы Маквалы, согласилась с нею заниматься и совершила чудо: меньше чем за год ей удалось вернуть Маквале вокальную форму. Так начался звездный путь лучшей ученицы Давыдовой.

Занималась Маквала много, аккуратно посещала не только свои уроки, но и занятия с другими студентами. Неудивительно, что к ней быстро пришел успех. Отучившись один год вместо положенных двух на подготовительном отделении, она стала студенткой консерватории у той же Давыдовой. С благодарностью вспоминает Касрашвили о своем педагоге: «Прекрасный музыкант, мудрый, талантливый педагог, Вера Александровна раскрыла передо мной волшебную красоту классической музыки, поэзии. Тогда в мою жизнь начинали входить такие сложные понятия, как вокальная техника, чувство стиля, культура пения, – все то, из чего складывается профессионализм, мастерство оперного артиста».

Маквала Касрашвили необычайно обаятельна в лирических партиях, созданные ею образы отличаются нежностью и теплотой, свойственными самой певице. Но она была не согласна с тем, что ее считают исключительно лирическим сопрано. Ее тянуло к партиям драматическим, и она доказала, что может их исполнять. «…Каждый раз мне, человеку, достаточно искушенному в оперном искусстве, казались удивительными ее преображения… Героини М. Касрашвили – женщины разных времен и характеров. Для меня до сих пор остается загадкой, как певица может каждый раз неузнаваемо меняться», – говорит ее партер по сцене Евгений Нестеренко.

Безупречность вокального мастерства, искренность чувств, глубина переживаний, большая творческая чуткость – все это делает Касрашвили желанной партнершей для певцов, и когда рядом равные ей по масштабу дарования, тогда спектакли достигают высокого художественного уровня. Ее партнерами были знаменитые певцы Руджеро Раймонди, Николай Гяуров, Николай Гедда, Кири Те Канава, Долорес Заджик, Томас Аллен и многие другие.

М. Касрашвили – народная артистка СССР (1986), народная артистка Грузинской ССР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства (1998), лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили (1983). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001).

Библиотека персон: Маквала Касрашвили


)

Вернуться к списку новостей