28 февраля в Концертном зале им. Чайковского в завершение филармонического цикла «Вечера фортепианной музыки» состоится концерт «Торжество рояля». Прозвучит музыка для квартета фортепиано. Известные российские пианисты — мастера фортепианных транскрипций представят свои последние новинки совместно с Александром Гиндиным. В 2008 году он впервые в России осуществил уникальный проект «Квартет роялей», который объединил пианистов из разных стран. С 2009 года ведёт свою историю абонемент «Торжество рояля», представляющий фортепиано в самых разных ансамблях и в раритетном репертуаре.

Исполнители - пианисты Александр Гиндин, Вячеслав Грязнов, Никита Мндоянц, Алексей Курбатов.

В программе – переложения для квартета фортепиано: Н. Римский-Корсаков – В. Грязнов, Сюита на темы из оперы «Сказание о граде Китеже и деве Февронии»;  П. Дюка – Н. Мндоянц, «Ученик чародея», симфоническое скерцо; А. Онеггер – Н. Мндоянц, «Пасифик 231»; Г. Холст – А. Курбатов, концертная сюита «Планеты»; К. Черни, Концертный квартет до мажор (фантазия на любимые и популярные мелодии).

Наиболее привычной формой фортепианного ансамбля можно считать дуэт. Специально для этого состава создавали различные пьесы и концертные опусы многие композиторы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Мендельсон-Бартольди и др. Гораздо более редкая разновидность фортепианного ансамбля – трио (раритетный образец Концерта для трио роялей с оркестром – произведение Р. Казадезюса). И столь же мало написано музыки специально для квартета фортепиано. Самым известным опусом с участием квартета фортепиано является, пожалуй, «Свадебка» И. Стравинского. Ещё одним из таких редких произведений, созданных в оригинале для исполнения на четырёх роялях, стал Концертный квартет до мажор К. Черни, который вошёл и в программу «Торжество рояля». Опус Черни – прекрасный образец яркой, динамичной салонной пьесы, задуманной как концертное состязание двух фортепианных дуэтов. Все остальные сочинения, включённые в программу – премьеры.

Специально для концерта «Торжество и рояля» участники программы представляют на суд публики собственные ансамбли для четырёх фортепиано. Все переложения были написаны специально для филармонического вечера, так что участвующие в концерте пианисты продемонстрируют и своё владение мастерством транскрипции. Вячеслав Грязнов создал Сюиту из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», идея которой – показать монументальность звучания и специфику такого редкого ансамбля, как квартет фортепиано. Оригинальность ансамбля еще сильнее подчеркнёт переложение для четырёх фортепиано симфонического скерцо «Ученик чародея». Переложить изысканно инструментованную пьесу Поля Дюка для такого неординарного состава, как квартет роялей – смелый замысел Никиты Мндоянца. Но, учитывая его транскрипторский опыт, можно предположить, что «Ученик чародея» зазвучит органично в версии для четырёх фортепиано. Столь же сложна для переложения сюита для симфонического оркестра «Планеты» Густава Холста. Всю мощь ансамбля в полной мере позволит почувствовать переложение Никиты Мндоянца оркестровой миниатюры Артюра Онеггера «Пасифик 231».

Исполнители и авторы переложений подчёркивают, что не стремятся подражать оригиналу, в транскрипции главное – создать гармоничное звучание такого специфического ансамбля, как квартет фортепиано.

Вернуться к списку новостей