5 марта в Концертном зале имени Чайковского состоится завершающий концерт абонемента «Грани бессмертия. Вершины ораториального творчества». Этот цикл объединил произведения крупной вокально-инструментальной формы, ставшие эталонными образцами своего жанра в разные эпохи. Классическая традиция в рамках всего цикла была представлена Реквиемом Моцарта и Торжественной мессой Бетховена, а в финальном концерте примером классико-романтического прочтения духовного жанра станет «Немецкий реквием» Брамса. В качестве современной интерпретации духовной ораториальной музыки прозвучит постмодернистское «Библейские действо…» Циммермана. А связующим звеном между разделёнными почти вековым временным промежутком Брамсом и Циммерманом станут два мотета Шютца – крупнейшего композитора эпохи барокко, когда искусство было неотделимо от богослужения, не существовало явного разделения на светскую и духовную традицию и слово Божье было неотделимой составляющей музыки.

Владимир Юровский. Источник фото: rg.ru

«Я вижу свою задачу художественного руководителя в воспитании как оркестра, так и публики. Но для этого должен быть соблюден здоровый баланс в репертуарной политике: одними экспериментами сыт не будешь, как и одними хитами», - формулировал свои задачи Владимир Юровский, заняв пост художественного руководителя Госоркестра в начале сезона 2011-2012 гг. Владимир Юровский декларировал, что одним из приоритетов репертуарной политики видит расширение репертуара оркестра в сторону освоения современной музыки и формирования неординарных сочетаний классических и авангардных партитур, позволяющих осознать динамику эволюции музыкальной истории. Этим замыслам всецело отвечает концерт Госоркестра, ставший финалом абонемента «Вершины ораториального творчества».

В одном из своих интервью В. Юровский сравнил современный симфонический оркестр с некоей универсальной машиной, которая должна уметь сыграть всё: и балетную партитуру, и мюзикл второй половины ХХ века, и музыку барокко, причём со знанием аутентичной манеры, и произведения классико-романтической традиции. Следуя этой идее, в своих мартовских концертах Госоркестр соединяет произведения, кажущиеся контрастными друг другу, но на самом деле ставшие взаимосвязанными звеньями в эволюции музыкальных форм и жанров.

По этому принципу Владимир Юровский объединяет в своих программах «Библейское действо» Циммермана и «Немецкий реквием» Брамса (5 марта), или Девятую симфонию Бетховена в оркестровке Малера и кантату «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга (9 марта) «Для меня эти произведения равнозначны», - подчёркивает дирижёр. И рассказывает, что после «Библейского действа» Циммермана исполнение «Немецкого реквиема» предварят мотеты Шютца, которые Брамс знал наизусть. Мотеты прозвучат с участием исполнителей на старинных инструментах - приглашённых музыкантов из ансамбля Alta Capella. Причём в ансамбле со старинными цинками, теорбами, сакбутами зазвучат и тромбоны солистов Госоркестра. И в общей драматургии концерта исполнение мотетов Шютца будет играть совершенно особую роль. Их возвышенное и гармоничное звучание позволит внести жизнеутверждающую ноту в эту многозначную и неординарную концертную программу.

«Немецкий реквием» был написан Брамсом в память о матери и стал самым значительным его опусом, создававшимся на протяжении 12 лет. Предполагается, что тематика отдельных частей формировалась под влиянием величественной красоты Альп, в предгорьях которых композитор проводил летние месяцы, работая над реквиемом. Немецкий реквием Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы. Непосредственный предшественник — Немецкий реквием, автором которого долго считался брат Шуберта Фердинанд, дирижёр хора и композитор-любитель; теперь исследователи доказали, что его написал сам Франц Шуберт. А ещё ранее, в 1636 году, предшественник Баха Генрих Шютц создал Немецкую заупокойную мессу. Поэтому становится логичным включение мотетов этого композитора в программу. Есть и ещё одна черта, общая для всех произведений этого концерта. Все они наполнены состраданием и участием к людским исканиям и страстям. В связи с этой гуманистической направленностью Брамс писал о своём «Немецком реквиеме»: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово «немецкий» и просто поставил бы «человеческий».

Беспроигрышный и выбор солистов. Сольные вокальные партии в «Немецком реквиеме» исполнят обладательница полётного сопрано Миа Перссон и наделённый роскошным, с широким диапазоном и богатым тембром бас-баритоном Дитрих Хеншель. Партию органа исполнит Людмила Голуб.

Состав солистов в сочинении Циммермана, как и во многих партитурах ХХ века, отсылает к традициям не столько ораториальных жанров, сколько воспроизводит характер античных драм или средневековых мистерий. Поэтому главными «персонажами» библейского действа становятся чтецы-рассказчики, роли которых доверены артисту театра Мастерская Петра Фоменко Евгению Цыганову и композитору, актёру, драматургу, литератору Андрею Семёнову. Важнейшим композиционным приёмом библейского действа становится полистилистика и техника коллажа, в которой Циммерман был непревзойден (известно, что для освоения этих приёмов партитуры Циммермана специально изучал Шнитке). В действе по книге Екклезиаста композитор сопоставляет разные стили и музыкальные эпохи, включая в состав оркестра аутентичные духовые инструменты, и наполняя партитуру характерным остро драматическим, даже трагическим тоном повествования. Библейское действо стало своеобразным завещанием композитора. К моменту его завершения композитор был угнетён неприятием своего творчества у слушателей и критики, его силы были подорваны проблемами со зрением, и, дописав в 1970-м году библейское действо, через несколько дней в возрасте 52-х лет Циммерман застрелился. Но его музыка, не смотря на драматизм, пронизана светом библейских истин и способна подарить истинный катарсис чуткому слушателю.

Вернуться к списку новостей