«Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», - А. Даргомыжский.


В начале 1835 года в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки.

Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы. Его центральное произведение — опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства.

«Русалку» на текст Пушкина Даргомыжский задумал в 1843 году, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы. В итоге работа над лирико-драматической оперой началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет.

П.И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки. В апреле 1853 года в зале Дворянского собрания в Петербурге Даргомыжский дает большой концерт своих произведений, восторженно принятый публикой, а в 1855 году была завершена "Русалка".

Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала до 1861 года всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

В Москве «Русалка» поставлена впервые в 1858 году. В «Русалке» Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов, но первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе - он впал в депрессию. По рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.


/personslibrary?layout=person&informationtype=full&id=67/

/orfeus/programs/issue3748/ 


Вернуться к списку новостей