В московский прокат вышел фильм «Спасти мистера Бэнкса», повествующий о том, как великий Уолт Дисней создавал одну из первых экранизаций культовой детской сказки о Мэри Поппинс. Картина стала своеобразным подношением студии к 50-летию знаменитого киномюзикла Роберта Стивенсона и уже номинирована на премию «Оскар» за «Лучшую музыку к фильму». Мария ЮРЧЕНКО сравнила саундтреки обеих картин и параллельно выяснила, откуда родом самая знаменитая няня в мире…


Кадр из фильма «Спасти мистера Бэнкса»

На протяжении двадцати лет Уолт Дисней настойчиво, но безуспешно, применяя весь спектр своего обаяния, упрашивает Памелу Линдон Трэверс, автора легендарной «Мэри Поппинс», передать ему права на экранизацию книги. С каждым годом лаконичное “нет” английской писательницы становится всё более бескомпромиссным. Однако американский магнат не отчаивается и свои, со стороны, казалось бы, совсем уж бесперспективные попытки не прекращает. Всё дело в том, что когда-то очень давно он поручился своим дочерям снять фильм по их любимой сказке, и намерен выполнить обещание отца во что бы то ни стало. Но это скорее парадный мотив, рассчитанный в том числе и на то, чтобы обворожить непреклонную и ультраконсервативную миссис Трэверс. 

Истинный интерес Диснея куда более значителен. Уж он-то как никто другой понимает, какой успех – коммерческий, а главное – имиджевый, гарантирует ему обожаемая во всем мире Мэри Поппинс. Да и по законам тщеславия, наряду с Белоснежкой, Золушкой и Пиноккио, она непременно должна занять достойное место в коллекции символов Disney. А ведь, если вдуматься, они действительно стали символами – все эти некогда очаровательные самобытные персонажи, несущие на себе отпечаток национального сказочного фольклора Франции (Шарль Перро), Германии (братья Гримм) и Италии (Карло Коллоди), порабощенные Диснеем, в какой-то мере безвозвратно утратили свой первозданный шарм. 


Том Хэнкс и Эмма Томсон в роли сражающихся за свои интересы Уолта Диснея и Памелы Трэверс

Именно этого боится Памела Трэверс – диснейлизации своей героини, что для неё равноценно обезличиванию. Но Уолт Дисней смекалистей и прозорливей – прекрасный знаток нестабильного рынка и быстротечности трендов, он убежден, что рано или поздно ветер переменится, и западный или восточный, он принесет Мэри Поппинс прямиком ему в руки. Именно так всё и происходит: когда перед госпожой Трэверс встает дилемма – неприкосновенность Мэри Поппинс или её дома в Лондоне, она делает выбор в пользу последнего и скрепя сердце приезжает в Лос-Анджелес на личные переговоры с Диснеем. После согласования ряда условий, в числе которых – полный авторский надзор со стороны писательницы – процесс всё-таки запускается, и Памела Трэверс в компании композиторов братьев Шерман и сценариста Дона ДаГради начинают изнурительную работу над фильмом.

Далее следует целая череда неразрешимых идеологических разногласий. Своенравная авторша – убежденная противница красного цвета, анимации, мюзикла и сантиментов. Уолт Дисней не представляет, как без всего этого можно снять хороший фильм – по крайней мере, в концепции Disney. Собственно всему тому, что составляет обратную сторону волокиты под названием «Мэри Попинс», результатом которой стал оскароносный киномюзикл 1964 года, посвящена новая картина студии (режиссер Джон Ли Хэнкок). 


Колин Фаррелл сыграл отца писательницы в детстве

Противостояние двух титанов разыгрывает блистательный актёрский ансамбль – Эмма Томсон и Том Хэнкс. Им вторит целая плеяда голливудских звезд: Пол Джаматти приставлен в качестве личного шофёра миссис Трэверс на время её пребывания в Лос-Анджелесе, Джейсон Шварцман и Бенджамин Новак объединяются в композиторский дуэт братьев Шерман, Колин Фаррелл возникает в сокровенных воспоминаниях героини об отце из далекого австралийского детства. Харизматичный мечтатель и горький пьяница, он называет её “принцессой Гинти” и поддерживает во всех самых безрассудных фантазиях. Однажды за бутылочкой виски он заверит её никогда не предавать свои мечты и расскажет о коварности денег («Догонят и укусят за попу…»). Именно с его подачи формируется тот набор ценностей, которые впоследствии аккумулируются в необыкновенной няне Мэри Поппинс, и которые столь истово будет отстаивать её создательница в борьбе за чистоту образа. 

Каждый раз, возвращаясь из кулуаров памяти героини в павильоны студии Disney, всё очевиднее становится, что этот поединок априори неразрешим. Каждый хочет за счет другого увековечить свой шедевр. Она не желает упразднять Мэри Поппинс по лекалам Disney – он не может себе позволить снять картину вне своего фирменного стиля. При прочих неравных бой выигрывает старина Уолт. К слову, музыкальный фильм «Мэри Попинс» с Джули Эндрюс и Диком Ван Дайком в главных ролях, принес своим создателям пять кинопремий «Оскар», в том числе за лучшую песню («Chim Chim Cher-ee») и лучший саундтрек (композиторы – Ричард и Роберт Шерманы).


Джули Эндрюс, Уолт Дисней и Памела Трэверс на премьере фильма «Мэри Поппинс» (1964). Фото: http://popculturesafari.blogspot.ru

Вполне закономерно, что картина «Спасти мистера Бэнкса» изобилует музыкой и по этой категории уже номинирована на ближайший суд киноакадемиков. Потомственный голливудский композитор Томас Ньюман – сын легендарного Альфреда Ньюмана и рекордсмен по номинациям на «Оскар» (их на сегодняшний день у него, включая «Мистера Бэнкса», уже одиннадцать) создал саундтрек, который ажурно балансирует на ностальгической мелодике диснеевской картины 60-х и в то же время прицельно фокусируется на коллизиях текущего сюжета. Несмотря на многочисленные заимствования из оригинального мюзикла, здесь нет прямых цитат из фильма. Ведь музыка здесь предстает в процессе создания, как некогда она созревала в фортепианных импровизациях под пальцами братьев Шерман. К слову, один из ныне здравствующих участников тандема композиторов – Ричард Шерман выступил консультантом картины по части постановки музыкальных номеров.


Композитор Томас Ньюман за работой

На наших глазах в спорах, поиске и неустанном музицировании рождаются золотые хиты диснеевской «Мэри Поппинс» – «A Spoonful Of Sugar» («Ложка сахара»), «Feed the Birds» («Покромите птиц»), «A British Bank» («Британский банк») и, конечно, оскароносная «Chim Chim Cher-ee» (Песня Трубочиста).

Переломным импульсом всей картины становится тот момент, когда миссис Трэверс презентуют ключевую в деле спасения мистера Бэнкса песню «Let`s Go Fly a Kite» («Давайте запустим бумажного змея»). Сердце писательницы, наконец, растрогано, и она вместе со всей командой пускается в беззаботный пляс, впервые за весь музыкальный ход фильма подхваченный полным оркестром.

Книга про Мэри Поппинс – это история о том, как человеческие драмы превращаются в сказки со счастливым концом. О том же, в сущности, и фильм «Спасти мистера Бэнкса». Лишь этим объясняется то, что ожесточенный конфликт, никогда бы не разрешившийся в реальной жизни чудотворным примирением здесь финиширует первостатейным диснеевским хэппи-эндом.  


И напоследок несколько музыкальных зарисовок…

Песня «Chim Chim Cher-ee» в исполнении Ван Дайка не только получила награду Academy Award, но и стала одной из визитных карточек американской «Мэри Поппинс»:

Chim Chim Cher - Ee (Mary Poppins) by Disney on Grooveshark

Эта же тема появляется в самом начале фильма «Спасти мистера Бэнкса»: под лирический аккомпанемент фортепиано (пианист – Ренди Кербер) Колин Фаррелл возвещает о том, что ветер с востока несет большие перемены:

Wind`s in the east. Mist coming in.

Like something is brewing, about to begin…

Chim Chim Cher-ee (East Wind) by Colin Farrell on Grooveshark

Песня «A Spoonful Of Sugar» («Ложка сахара») стала настоящим хитом обладательницы «Оскара» за лучшую женскую роль Джули Эндрюс, которой здесь принадлежит не только вокал, но и свист птички:

Julie Andrews - A Spoonful of Sugar (OST Marry Poppins, 1964) by Richard Sherman & Robert Sherman & Irwin Kostal on Grooveshark

А вот одна из оригинальных музыкальных тем фильма «Спасти Мистера Бэнкса», написанная композитором Томасом Нюманом:

Saving Mr. Banks (End Title) by Thomas Newman on Grooveshark

***

«Никакого красного, никакой анимации и никаких сантиментов!», – твёрдо заявила Памела Трэверс Уолту Диснею. А вот что получилось в итоге: 


Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО

Вернуться к списку новостей