Имя Артура Рубинштейна давно уже стало легендой в истории исполнительского искусства современности. Смело можно сказать, что ни об одном пианисте XX века не было написано столько книг, статей и репортажей, не высказывалось столько самых разнообразных мнений, столько правдивых историй и граничащих с фантастикой анекдотов; ни один артист и сам никогда так охотно не рассказывал о себе, не делился своими мыслями с коллегами, корреспондентами, слушателями.

С трех лет он проявил интерес к музыке, вскоре ставшей для него жизненной необходимостью. Он по собственной инициативе сел за фортепиано, купленное для старшей сестры, и с этого момента для него не было большей радости, чем играть на любимом инструменте. С четырех лет мальчик участвовал в благотворительных концертах, а в 7 лет дал уже самостоятельную программу, после чего брал уроки у Л. Ружицкого в Варшаве. Спустя год родители отвезли его в Берлин. Он стал учеником Р.-М. Брейтхаупта, затем занимался у профессора X. Барта, изучал теорию у Р. Кана и М. Бруха. Здесь же в 1897 году мальчик впервые выступил перед публикойсыграв Концерт ля мажор Моцарта с оркестром, руководимым самим Иоахимом. Успех был грандиозный, ему пришлось бисировать. Он начал одну из «Песен без слов» Мендельсона, но сбился и сымпровизировал целую пьесу; строгий учитель вместо того, чтобы отчитать мальчишку, обнял и расцеловал его... Так началась концертная деятельность, становившаяся с каждым годом все более интенсивной.

Шли годы, сменялись поколения артистов и моды на исполнительские стили, но искусство Рубинштейна не только не блекло на их фоне, но сияло все ярче и ярче. Время было не властно ни над его техникой и свежестью его интерпретации, ни над интенсивностью концертной деятельности. Осенью 1962 года он дал в Нью-Йорке беспримерный цикл, сыграв в "Карнеги-холле" 10 различных программ, в которых прозвучало 90 произведений 17 авторов! А всего за этот год он сыграл только в США еще 44 концерта в 26 городах. Когда спустя два года он в последний раз приезжал в СССР, слушатели Москвы и Ленинграда вновь восхищались его неукротимой энергией, молодостью духа, в полной мере воплотившимися в интерпретации сложных, насыщенных программ.

Артур Рубинштейн любил записываться и посвятил этой сфере деятельности значительную часть жизни. Первая его запись - Баркарола Шопена - была сделана в начале нашего века, последние - незадолго до того, как он оставил концертную эстраду. На пластинках запечатлелась его интерпретация сотен произведений, причем ко многим из них он неоднократно возвращался. Одни только произведения Шопена составляют в его фонографическом архиве 12 пластинок!

Артур Рубинштейн в Библиотеке персон радио "Орфей"  


Вернуться к списку новостей