В минувшие выходные в столице Румынии завершился XXI международный музыкальный фестиваль им. Джордже Энеску. По своему размаху румынский форум считается самым крупным музыкальным фестивалем в Восточной Европе. Проходит он раз в два года в начале осени.

В этом году на фестиваль Энеску съехались знаменитые оркестры мира, звездные солисты, в числе которых лучшие представители российской исполнительской школы. Ежедневно в программах смотра было заявлено по нескольку концертов, которые сменяли друг друга на главных концертных площадках города: Румынском Атенеуме и Большом зале Национального Дворца «Маре Палатулуи».

28 сентября в Атенеуме днем играли музыканты чешского «Шуберт-ансамбля», а вечером там же состоялся единственный сольный клавирабенд легенды мирового исполнительского искусства – американского пианиста, обладателя премий «Грэмми» Мюррея Перайи.

Наряду с Четвертой французской сюитой И.С. Баха, «Венским карнавалом» Р. Шумана и произведениями Фридерика Шопена сильное впечатление произвела безукоризненная интерпретация Перайей 23-й сонаты «Аппасионаты» Л.Бетховена. Драматический порыв и вулканическая энергия, присущие игре Мюррея Перайи, захватили слушателей. 

Лондонский Королевский филармонический оркестр на фестивале Джордже Энеску выступил с двумя дирижерами –  американцем Эндрю Литтоном и румынским маэстро Кристианом МандеалемПремьеру позднего сочинения - Румынское капричиио для скрипки с оркестром Джордже Энеску исполнил Дмитрий Ситковецкий.

Дмитрий Ситковецкий: «Фигура Энеску уникальна не только для Румынии, но и вообще во всем мире. Ведь по рассказам и воспоминаниям Иегуди Менухина, которого я знал хорошо, и других коллег, кому доводилось встречаться с Энеску, все они поражались его невероятным и гениальным талантом. Может быть, ему где-то это и мешало. Возможно, что Джордже Энеску брался за столько разных проектов, что не успел свое последнее сочинение – Румынскую рапсодию оркестровать. В конце 1990-х гг. это сочинение завершил друг и коллега Энеску румынский композитор Корнел Цэрану. Он сделал это максимально приближаясь к стилю Энеску. В свое время, я понимаю, здесь только что начинались оркестры. Первый симфонический оркестр Румынии ведь был создан не в Бухаресте, а в Яссах при участии Джордже Энеску. В Румынской рапсодии Энеску хотел использовать рояль, а не цимбалы.

Я думаю, что профессор Корнел Цэрану уже знал такое сочинение Анри Дютийе, как Концерт для скрипки с оркестром «Древо снов» (где широко использована партия цимбал). Сейчас есть в мире профессиональные специалисты по цимбалам. Конечно, с этим инструментом партитура приобрела была бы некий аутентичный оттенок. Материал Румынского каприччио Энеску просто замечательный. Сейчас сложился некий трафарет, что цыганская музыка – это ночные гуляния и танцы. Нет, Энеску писал цыганскую музыку высочайшего класса!

Вообще, это был особый человек с невероятным темпераментом.  Все эти виртуозные технические приемы и оркестровые краски услаждают слух, но при этом его душа невероятно чистая и высокая. Поэтому, эта комбинация не имеет себе прецедента в музыке…» 

Второе отделение вечера увенчалось грандиозной Третьей симфонией Густава Малера. Кристиан Мандеаль дирижировал Лондонским Королевским филармоническим оркестром и Национальным академическим хором Румынского радио. Торжественный финал малеровской эпопеи прозвучал гимном всему состоявшемуся фестивалю в честь Джордже Энеску.

Фото Дмитрия Ситковецкого: http://padovacultura.padovanet.it/

Виктор Александров, Бухарест (Румыния), радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей