В Лейпциге на днях состоялись концерты оркестра Лейпцигского Гевандхауза под управлением его художественного руководителя Риккардо Шайи.


В первом вечере прозвучала Девятая симфония Малера, музыку которой критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира. Напомню, что Густав Малер провел в Лейпциге два плодотворных года. В возрасте двадцати шести лет с июля 1886 года композитор занимал должность второго капельмейстера Городского театра Лейпцига. У него здесь было много коллег и друзей, один из которых главный дирижер оркестра Гевандхауза Артур Никиш.

Риккардо Шайи уже осуществлял записи антологии симфоний Густава Малера с Амстердамским Королевским оркестром Концертгебау, теперь настал черед малеровского цикла с лейпцигскими музыкантами.

Риккардо Шайи: «Мы обратились к Девятой симфонии Малера после долгого перерыва и сыграли ее вначале в Тоблахе, затем в Любляне и Зальцбурге. Конечно, в этом сочинении использована богатая палитра красок, но не будем забывать, что четвертая часть посвящена струнным. Задача нашей струнной группы – передать тот темный колорит, который запечатлен в начале четвертой части, и донести до публики это настроение. Высочайшая культура оркестра Гевандхауса позволяет мне найти собственный путь в этой музыке, которая выглядит как лабиринт – с ее сложной сменой темпов, долгими тенуто струнных и моментами тишины, которая у Малера является частью музыки. Симфония кончается тишиной, в заключении звучит мажор, в музыке нет трагических нот. Это последнее искупление и освобождение. Оркестр Гевандхауса передает это ощущение просто феноменально».

Традиционный осенний концерт open-air Гевандхауз оркестра на площади Аугустусплатц собирает сотни тысяч слушателей. Его атмосфера чем-то схожа с берлинским Вальдбюне. Только там сцена находится в окружении леса, а в Лейпциге она установлена в самом сердце города между новым зданием Гевандхауза и оперным театром.

Теплым сентябрьским вечером на Аугустусплатц прозвучали оркестровые увертюры и симфонические фрагменты из опер Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера.

Отметить юбилеи двух корифеев мирового музыкального искусства Риккардо Шайи считает своим почетным долгом.

Риккардо Шайи: «Я очень рад, что в программе сегодня соединятся Вагнер и Верди. Конечно, корнями оркестр Гевандхауса связан с Вагнером. Но вы услышите, какая у этого оркестра культура оперного музицирования, с каким bravura instrumentale он играет Верди. Сегодня у оркестра премьера: он впервые исполняет балет из "Сицилийской вечерни". Во-вторых, мы очень рады, что нам предстоит исполнить на площади Аугустусплатц прелюдию к "Лоэнгрину", хотя это потребует от нас немалого мужества. Это один из грандиозных шедевров Вагнера, но одновременно – одно из его тихих сочинений. Но если на площади будет так тихо, как сейчас – она превратится в большой концертный зал, Так что, мы очень рады этой встречи с Верди и Вагнером, и всеми вами». 

Концерт прошел буквально на одном дыхании, публика слушала очень внимательно, наслаждаясь искусством Лейпцигского Гевандхауз оркестра и харизматичного Риккардо Шайи. И даже шум проходящих трамваев нисколько не разрушал общую атмосферу.

Осенью Риккардо Шайи с Гевандхауз оркестром проведет гастрольное турне в Париже, Лондоне и Вене, где представит симфонический и инструментальный циклы Иоганнеса Брамса.

На лейбле Decca, эксклюзивным артистом которого является Риккардо Шайи, уже в октябре планируется выпуск всех симфоний И.Брамса с оркестром Лейпцигского Гевандхауза.

Виктор Александров, Лейпциг (Германия), специально для радио «Орфей»

Фото: https://www.facebook.com/gewandhaus

Вернуться к списку новостей