Очередной день фестиваля «Annecy Classic», который продолжается во Франции на берегах озера Анси, ознаменовался программой «Звездный дождь».

В церкви Святой Бернадетты прозвучали известные произведения симфонической классики в исполнении двух молодежных коллективов - Симфонического Оркестра «Созвездие Байкала», а также Оркестра Кампуса Анси.

Файсаль Каруи, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Ламурё в течение недели проводил занятия и репетиции в Колледже Сен Мишель с молодыми участниками  оркестра в возрасте от десяти до восемнадцати лет.

Оркестр «Созвездие Байкала» уже второй раз приезжает в Анси вместе со своим художественным руководителем Леонидом Безродным. Преодолеть путь длиною 8000 километров задача не из легких, однако волшебная сила искусства и красота озер Анси и Байкала способна связать сердца музыкантов.

«Интернациональная идея объединения солистов в один смешанный Молодежный оркестр позволит укрепить культурные связи между странами», - считает художественный руководитель фестиваля «Annecy Classic», Народный артист России Денис Мацуев.

Вместе с оркестром под управлением Файсаля Каруи он исполнил концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига. Этот образовательный проект и создание Молодежного симфонического оркестра Кампуса Анси вызвал всеобщее восхищение и горячий прием у публики.

***

В преддверии концерта Денис Мацуев дал специальное интервью корреспонденту  радио «Орфей» Виктору Александрову.


- Денис, я рад приветствовать Вас на очередном Летнем международном фестивале «Annecy Classic». Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, в чём преимущества нынешнего форума?

Денис Мацуев: В каждый фестиваль ты вкладываешь душу, в первую очередь, и конечно, хочешь, чтобы были интересные программы, приезжали потрясающие музыканты.

Ведь публика здесь, как вы уже успели заметить, с одной стороны, настолько экзальтированная и много повидавшая, а с другой стороны, очень открытая и теплая - приветствует каждого, кто выходит на сцену, с потрясающей экспрессией. Каждый концерт становится огромным событием. «Эти сумасшедшие десять дней, - как написал один из критиков американского издания New York Times, марсиане высадились в Анси». Действительно, за прошедшие три года здесь побывало огромное количество музыкантов, которые делают разные программы. На всех моих фестивалях присутствует одна и та же концепция: я всегда разговариваю с теми людьми, которых хочу пригласить, сыграть то, что они хотят, а не заказывая конкретно то, что нам нужно. И в этом принципиальное отличие «Annecy Classic» от многих других фестивалей. Я знаю по себе подобные ситуации. Например, когда я собираюсь куда-то, и мне говорят: «Мы хотим то-то и то-то», либо ты играешь то, что хочешь сыграть, то, что у тебя сейчас на душе, и к чему ты готов - те произведения, с которыми у тебя особые трепетные отношения. Это очень важно, поэтому, на мой взгляд, каждый из концертов - огромное событие в истории фестиваля.

- В этом году Заслуженный коллектив России оркестр Санкт-Петербургской филармонии является резидентом фестиваля. Вам нравится работать с Юрием Темиркановым?

- Конечно же, мы не можем обойтись без Юрия Хатуевича Темирканова и Санкт-Петербургской филармонии. Уже второй год Заслуженный коллектив России оркестр филармонии становится резидентским. В этом году за пультом коллектива наряду с Юрием Темиркановым уже успел побывать его французский коллега Жан-Клод Казадезюс, который продирижировал два первых концерта, на мой взгляд, с большим успехом.  У нас было много камерных программ, и джаз, и еще немало интересных культурных мероприятий.

Вот, например, сегодня я выхожу на сцену с детьми из моего региона – Иркутским симфоническим оркестром «Созвездие Байкала». Они уже много дней репетируют здесь в специально созданном для них Кампусе. В этот оркестр влились и французские дети, получилась совершенно особая и неповторимая атмосфера. Оркестр растет буквально на глазах. Я думаю, что на будущий год можно расширить многонациональность этого коллектива. Возможно, ребята приедут в Анси и из других стран. Мы подумаем о данном проекте. Ведь энергия, которая исходит от юношеских оркестров, невероятно сближает молодежь с первых же мгновений, с первых же нот. К тому же скоро уже закрытие - Юрий Темирканов встанет за пульт в одном из концертов с Гидоном Кремером, а в другом - с вашим покорным слугой. Это произойдет 29 и 30 августа, а в последний день лета я уже буду держать курс в Восточную Сибирь. В начале сентября в Иркутске нас ждет открытие еще одного «сумасшествия» - фестиваль «Звезды на Байкале».

- Денис, Вы будете закрывать фестиваль «Annecy Classic» рахманиновской программой - снова исполните знаменитый Второй концерт, на сей раз с маэстро Темиркановым. Скажите, когда Вы с ним находитесь на одной сцене, то какую вообще энергию черпаете?

- Юрия Хатуевича отличает абсолютно уникальная концертная импровизационность. Мне хорошо запомнилась одна из его крылатых фраз, я люблю часто ее повторять в интервью или разговорах: «Если мы повторим на концерте интерпретацию, которая была на репетиции точь-в-точь, то мы таким образом не только потеряем живой эффект, но и практически убьем музыку. Удивительное чувство музицирования с ним на сцене  - это огромное счастье для любого музыканта. Этот человек - великий романтик, один из последних, наверное, романтиков в мире. Руки его говорят и выражают очень многое. Как говорили о руках Рахманинова: «Эти руки стоят миллионы». Так вот я уверен, что руки Юрия Хатуевича стоят точно не меньше. Они уникальны сами по себе: они говорящие, они сотворяют новые неизведанные интерпретации. Мы с Юрием Темиркановым уже девять лет выступаем вместе по всему миру, и я особенно счастлив нашей удивительной дружбе. Это очень искренний и душевный человек не только на сцене, но и в жизни, абсолютно преданный своему делу, честнейший, с уникальными достоинствами  художник. Я очень многому у него научился не только на сцене, но и в жизни.

- Одно из центральных событий фестиваля - фортепианный марафон «Четыре звезды Ночного рояля Элиан Рипшен». На этот раз в программе было нововведение - на фестивале дебютировала юная восходящая звезда Варвара Кутузова?..

- «Ночь фортепиано» стала традицией этого фестиваля, которая включает в себя участие нескольких пианистов разных школ и поколений. В основном это молодые музыканты, как очень известные, так и абсолютно никому незнакомые имена. У меня появилась мысль совсем омолодить этот состав. Мой конкурс юных пианистов «Astana Piano Passion», который проводился минувшей весной в Астане,  действительно очень здорово заявил о себе и громко прозвучал. Победителей этого состязания  я максимально  стараюсь пригласить на все свои проекты. Появление Варвары Кутузовой вчера на концерте добавило особую изюминку этому вечеру, потому что она – абсолютно уникальный самородок, на мой взгляд. Девочка не по годам зрело играет. Я считаю нашим долгом представлять таких талантливых детей публике предельно аккуратно. Ведь девять лет – это возраст с пока еще очень хрупким организмом. Но когда ты не смотришь на это маленькое существо, то у тебя складывается полное ощущение, что играет зрелый мастер.


У Вари есть потрясающая глубина интерпретаций, фантастическое сценическое ощущение, у нее идет такая энергетика, которая захватывает публику с первой ноты. А ведь это огромный дар! Есть многие дети, которые играют очень хорошо в классе, но на сцене они зажимаются и многое теряют. Варвара абсолютно не из таких. Она уже артистка, безусловно. Это видно. У нее есть своя харизма, свой почерк. Тем не менее, когда она выходит из-за рояля, становится очаровательным ребенком, который играет и резвится вокруг. Здесь у нас потрясающие условия: можно поплавать в бассейне, или побыть на природе. Вообще, атмосфера в Анси какая-то особенная. Это такой мини Байкал, я бы сказал. Вот мы сейчас с вами сидим на берегу этого дивного озера, вокруг нас исполинских размеров горы, которые мне очень напоминают мой родной регион, конечно, в несколько сокращенном варианте - там совершенно другие масштабы. Однако, тем не менее, что-то волшебное здесь объединяет, и оркестр из Иркутска здесь неслучаен.

 - Прямо-таки возникает соседство с Вашим творческим младшим собратом – фестивалем «Звезды на Байкале»…

- Да-да, я думаю, мы вполне можем сделать такой некий побратим, перекличку этих  фестивалей. Очень приятно осознавать, что это все развивается. Мы уже почти закончили программу следующего фестиваля «Annecy Classic» и даже думаем о планах 2015 года. Так что я необычайно рад, что у нас сложилась такая дружеская и теплая атмосфера, появилась, я бы сказал, семья фестиваля. Люди съезжаются в Анси со всех стран, из разных частей света. Анси - город, в котором есть своя прелесть, и, конечно же, огромное-огромное будущее. Любовь к классической музыке и вообще к культуре российского предпринимателя Андрея Чеглакова, который здесь в общем-то все патронирует и спонсирует. Ведь посмотрите, билеты абсолютно доступные. Нет никаких огромных завышенных цен, как на других фестивалях. Это наша политика - чтобы людям было все доступно, чтобы не было налета некой элитарности. Элитарность должна быть в музыкальном плане, потому что действительно, по составу участников «Annecy Classic» стал одним из самых элитарных фестивалей в Европе.

- Денис, как Вы считаете, насколько сегодня реально привлечь молодую аудиторию на концерты классической музыки?

- По собственным фестивалям я вижу на концертах абсолютно разные поколения. Все это полная чушь, что классика адресована старшему слушателю, и, якобы умирает. Это неправда! Вы правильно заметили, что на концерты ходит довольно много молодежи. Да и большая часть русской публики приезжает специально на этот фестиваль, потому что здесь цены на билеты в пять-семь раз дешевле, чем в Москве. По сути, так и есть. Конечно, Москва – огромный город и там другие масштабы. Но здесь, в Анси, масштаб совершенно другого плана. Здесь все происходит в миниатюрном варианте. Уникальная прелесть этого места, я думаю, что здесь мы обоснуемся надолго. Есть поддержка, есть различные замыслы, а также согласие уникальных музыкантов, которые приедут в самые ближайшие годы сюда. Мы будем делать разные интересные программы как камерные, так и с оркестром; могут добавиться джаз, некий театральный проект, кино... Мы постараемся выйти на open air - этого ждут многие люди. С одной стороны, приятно, что задолго до фестиваля практически не остается ни одного билета в зал, а с другой стороны, у тебя появляется огромное количество врагов (смеется). У меня такое часто случается, как например, сейчас в Иркутске: не поверите, но народ занимал с половины пятого утра очередь за билетами, писали на руке номер, прямо как в советские времена. Просто невероятно! Все это говорит о том, что новый зал нужно строить. Здесь в Анси также не хватает хорошего зала, способного вместить больше количества людей. У нас есть абсолютная договоренность с мэром, что в самое ближайшее время уже будет построен специальный концертный зал для классической музыки с настоящей акустикой. То же самое в Иркутске. Классическая музыка никогда не умрет! Она будет только развиваться, а ее публика - расширяться. Это необычайно важно. И еще я хочу, чтобы здесь были представлены разные школы, как например, в Астане; чтобы общий уровень участников был потрясающим, и русская фортепианная школа была бы представлена во всем блеске. И Варвара Кутузова, и Александр Малафеев, и Александр Кутузов – все эти  лауреаты имеют высокий шанс стать большими музыкантами, и о них еще узнает весь мир.

- Ну что же, Денис, дай Бог фестивалю в Анси светлого и уверенного будущего, и, конечно же, сохранения и приумножения традиций.

Благодарю Вас, спасибо за беседу.

Беседовал Виктор Александров

Источники фото: http://matsuev.com и  https://www.facebook.com/denis.matsuev.7

Вернуться к списку новостей