Приморский городок Пярну – не только туристический, но и культурный центр Эстонии. Еще в середине 1970-х годов Давид Ойстрах организовал здесь музыкальный фестиваль классической музыки, ярко заявивший о себе на протяжении следующих десятилетий.

Сегодня фестивальную эстафету успешно продолжает именитая династия артистов, главой которой является патриарх современной дирижерской школы Неэме Ярви. 

Нэеме Ярви: «Этот год сулит гораздо больше разнообразия. У нас есть творческая содружба между великими артистами мира, которые приезжают в Пярну. Вспомним Давида Ойстраха – великого скрипача мира, каждое лето бывавшего в Пярну. Теперь мы стараемся эту традицию продолжать. Здесь должны быть яркие музыканты современности.  Мы работаем с молодыми дирижерами,  они бывают на этих концертах и получают колоссальный опыт в профессии. Инструменталисты, которые приезжают в Пярну на наш фестиваль, также получают прекрасную возможность видеть и наблюдать, как рождается музыка».

Специально для музыкального форума каждое лето составляется Фестивальный оркестр Пярну, в котором наряду с эстонскими исполнителями играют музыканты лучших коллективов Европы, включая оркестры Германии и Франции, с которыми регулярно сотрудничает Пааво Ярви.

Пааво Ярви считает такой процесс успешным залогом для развития и укрепления оркестровых традиций. 

Пааво Ярви: «Для меня важным фактором является, чтобы люди на этом фестивале находили друг друга, дружили и прекрасно проводили время, без чувства рутинной работы. Музыку надо играть свежо, с энтузиазмом и энергией, но только в хорошей доброжелательной атмосфере. Нам необходимо, чтобы музыка и репертуар по существу были для нас, артистов интересны. Ведь если нас этот процесс незримо увлекает, то и публика совершенно естественно следует за нами».

Фестиваль имеет и образовательную функцию. В рамках Академии Ярви проходят мастер-классы для дирижеров и оркестрантов.

Главной гостьей фестиваля в этом году станет блистательная американская скрипачка современности Хиллари Хан. Она сыграет Четвертый скрипичный концерт Анри Вьетана вместе с Фестивальным оркестром Пярну под руководством Пааво Ярви.

Эстонский дирижер не изменяет своим принципам и неустанно пропагандирует музыку современных композиторов балтийского региона.

Пааво Ярви: «Было бы очень хорошо играть музыку уже не только знаменитых, широко известных эстонских композиторов, таких как Арво Пярт, или Эркки-Свен Тююр, но и стараться находить малоизвестные имена, а также давать  возможность современным авторам написать новые сочинения для нас. Я считаю, что сегодня новая генерация композиторов уже уходит от такой сериальной, слишком интеллектуальной музыки. Тут на первом плане выступают скорее такие натуральные и музыкальные нюансы - есть ритм, иногда даже мелодия. И это правильный выбор пути…»

В этом году на фестивале в Пярну композитором-резидентом избран молодой представитель эстонской школы Юло Кригул (Ülo Krigul)Мировая премьера сочинения «Chordae», написанная специально для Пааво Ярви и Фестивального оркестра Пярну, прозвучит в ближайшие дни.

А на открытии пярнусского смотра в Концертхаусе выступил оркестр «Рига симфониетта», за пультом которого был младший брат Пааво - Кристиан Ярви. Солистка - Анне-Акико Мейерс (США).

Концерт для скрипки с оркестром ля минор И.С.Баха сменила редко звучащая сегодня на концертных сценах величественная Пассакалия для скрипки и струнных Арво Пярта.

Для Пааво Ярви каждый день фестиваля в Пярну насыщен событиями. Днем маэстро тщательно проводит репетиции, занимается с молодыми дирижерами, участниками образовательной программы Академии Ярви, ну а вечером он уже за пультом Фестивального оркестра Пярну.

Концертхаус Пярну был полностью заполнен людьми. В партере можно было увидеть Геннадия Рождественского с супругой – пианисткой Викторией Постниковой. Кстати, в следующем году российский дирижер планирует выступить на фестивале Ярви.

Выбор произведений Людвига Ван Бетховена и Рихарда Штрауса для первого концерта оказался вполне закономерным. Пааво Ярви находит связующие нити между Третьей «Героической» симфонией Людвига Ван Бетховена и «Метаморфозами» Рихарда Штрауса.

Пааво Ярви: «Я вырос, всегда думая, о чем идет музыка. Вы знаете, а сейчас я следую обратному принципу - стараюсь не думать о звучащем произведении,  а скорее обращать внимание к  гармонии, куда это ведет, где находится зона кульминации, как выстроить архитектонику цикла таким образом, чтобы композиция была логична по форме. Очень часто эти философские и драматические идеи иногда нас сковывают. Мы не всегда чувствуем музыку естественно, потому что часто думаем о какой-то иной деменции. Мир был другой, череда войн и ужасных ситуаций отразились на обществе. Однако все прошло, а великая музыка осталась. Она должна слышаться очень современно и иметь натуральную связь с нашими музыкантами и концертной публикой». 

В ликующем финале Третьей «Героической» симфонии Бетховена Пааво Ярви добился от оркестра вулканической энергии, безупречного ощущения  формы и отточенной артикуляции.

Добавлю, что международный летний фестиваль Ярви продлится в Пярну до 23 июля и завершится концертом Молодежного симфонического оркестра Ярви. Дирижировать будут участники образовательной программы Академии, а затем их сменит в Третьей симфонии Камиля Сен-Санса сам маэстро Неэме Ярви.

Виктор Александров из Пярну (Эстония), специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей