На берегах Невы продолжается XXI международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей». Монографическую серию концертов, посвященную творчеству Людвига Ван Бетховена, продолжает в эти дни известный австрийский пианист Рудольф Бухбиндер.

Музыкант – частый гость фестиваля Валерия Гергиева и один из самых авторитетных исполнителей бетховенской музыки в мире.

Рудольф Бухбиндер: «Я всегда охотно возвращаюсь в Петербург - это для меня одна из культурных столиц мира. Не только в истории, но и сегодня. Великолепно, что Валерий Гергиев проводит этот фестиваль. Я ценю его как выдающегося дирижёра и великолепного партнёра, с которым мы вместе играем и непременно радуюсь каждому новому концерту с ним».

Несколько лет назад Рудольф Бухбиндер уже представлял на летнем форуме в Концертном зале Мариинского театра цикл из семи вечеров, посвященных тридцати двум сонатам Бетховена. Теперь настал черед и для фортепианных концертов.

Весной 2011 года в Золотом зале Венского Музикферайна состоялась запись бетховенского цикла совместно с Венским Филармоническим оркестром. Тогда Рудольф Бухбиндер выступил как дирижер и пианист.

Помимо концертной деятельности артист возглавляет известный международный музыкальный фестиваль в замке Графенегг недалеко от Вены. Ежегодно в конце лета в красивейший уголок Австрии съезжаются лучшие оркестры и исполнители со всех стран света.

Отмечу, что наряду с исполнительской карьерой Рудольф Бухбиндер активно увлекается собранием нотных манускриптов, внимательно изучает музыкальные тексты разных редакций, в том числе и произведений Бетховена. В домашней библиотеке Бухбиндера  - 357 (!) полных изданий сонат немецкого классика, в том числе обширная коллекция авторских рукописей и уртекстов.

Пять фортепианных концертов Бетховена в интерпретации Рудольфа Бухбиндера позволяют слушателю проследить творческую эволюцию композитора в этом жанре.

Рудольф Бухбиндер: «Бетховен был настоящим революционером в музыке, в том числе в жанрах фортепианной сонаты, фортепианного концерта и симфонии. Моцарт писал свои концерты для себя, чтобы выступать как виртуоз, а для Бетховена была важна борьба между сольным инструментом и оркестром. Нельзя допускать ошибку думая, что Первый и Второй концерты Бетховена написаны под влиянием Моцарта. Это настоящий Бетховен с его внутренней энергией и горением». 

- После исполнения цикла фортепианных сонат Бетховена Вы обратились к его фортепианным концертам. Находите ли Вы в этом какую-то взаимосвязь и общность идей? 

- «Это логичное продолжение. Здесь не следует искать особых связей, ведь соната - тот жанр, который сопровождал Бетховена всю жизнь - с op. 2 по 111-й, а концерты охватывают меньший временной промежуток, но также частично были впервые исполнены им самим». 

- Насколько комфортно Вы ощущаете себя еще и дирижером на сцене? 

- «Бетховен дирижировал, Моцарт тоже. Дирижирование для меня - это расширение камерного музицирования, в котором каждый артист, вплоть до последнего пульта, должен нести больше ответственности за общий результат».  

В первом вечере Рудольф Бухбиндер исполнил с оркестром Мариинского театра Второй, Четвертый и Третий фортепианный концерты Бетховена, совмещая функции солиста и дирижера. Признаюсь, контакт солиста с музыкантами оркестра был не всегда идеальным, чувствовалась отсутствие дирижера за пультом. Тем не менее, интеллектуальная манера исполнения Рудольфа Бухбиндера, погружение в глубины бетховенской музыки, ясность пропорций и графичность мысли произвели сильное впечатление на публику.

Бухбиндер – артист высочайшей культуры и аристократизма. Венчавший программу вечера Третий концерт для фортепиано с оркестром стал ярким тому подтверждением, в финальном рондо звенья пассажей рояля контрастировали с утверждающим апофеозным тутти оркестра. 

Мне остается лишь сказать, что бетховенский цикл концертов Рудольфа Бухбиндера на фестивале «Звезды белых ночей» завершится исполнением Первого и Пятого фортепианных концертов. А в сентябре Рудольф Бухбиндер пригласил оркестр Мариинского театра и маэстро Валерия Гергиева на свой международный музыкальный фестиваль в замке Графенегг. 

Виктор Александров из Концертного зала Мариинского театра, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей