В интервью радио "Орфей" исполнительный директор "Карнеги-Холл" сэр Клайв Гиллинсон, который приехал в Москву со своим детищем - Национальным молодежным оркестром США, рассказал о процессе отбора молодых музыкантов, дружбе с Валерием Гергиевым и о значении зала "Карнеги-Холл" в истории русской исполнительской культуры.


Сэр Клайв Гиллинсон. Источник фото: ria.ru 

Роман Берченко: Господин Гилленсон, прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за возможность побеседовать с Вами. Вы впервые появляетесь в нашем эфире как раз накануне приезда в Россию Вашего детища – Национального молодежного оркестра США. Когда и как возник столь амбициозный проект? Связан ли он как-то с тем, что в юности Вы сами были виолончелистом Национального молодежного оркестра Великобритании?

Клайв Гиллинсон: Когда я приступил к работе на посту директора Карнеги-холла, то просто не мог поверить, что в Соединенных Штатах не существует Национального молодежного оркестра, в то время как множество стран имеют такие коллективы. Работая над нашими образовательными проектами, мы поняли, что такой оркестр необходим как воздух. Конечно, мой собственный опыт участия в подобном проекте в Великобритании сыграл немалую роль. Репетировать и выступать вместе с лучшими молодыми музыкантами, с великими дирижерами и солистами – это вдохновляет и дает мощный импульс всей жизни.

Каким образом молодые музыканты попадают в Национальный молодежный оркестр – по чьей-то рекомендации, в результате общенационального отбора или другим путем?

Мы связывались со всеми юношескими оркестрами, учебными заведениями, фестивалями – словом, искали молодые таланты везде, где только могли. Было подано 2400 заявлений, из которых нам надо было отобрать 120 оркестрантов. Поверьте, попасть в наш оркестр было гораздо труднее, чем в Гарвард! Я присутствовал на большей части репетиций. Это удивительный оркестр, и я могу с уверенностью сказать – мы собрали лучших! Те, кто слышал их, работал с ними, говорят, что в Америке еще не было ничего подобного.

Это очень тяжелая работа – искать талантливых ребят по всей стране, выбирать лучших, собирать вместе…

Да, это потребовало немалых усилий. Большую часть отбора мы проводили он-лайн, накопив ценный опыт. Я горжусь результатами этой работы. Я прихожу на репетиции и вижу перед собой юношей от 16 до 19 лет. Они начинают играть, я закрываю глаза и слышу, что звучит просто выдающийся оркестр!

Джошуа Белл сказал в своем интервью Радио «Орфей», что для него участие в этом проекте – не работа, а удовольствие и вдохновение. А что значит этот проект лично для Вас?

Это выражение моей страсти к музыке. Это очень крупный проект, цель которого – найти самых талантливых молодых музыкантов Америки. Центральная идея всей нашей работы в Каргеги-холле – дать возможность людям, связанным с музыкой, реализовать свой потенциал. И в этом смысле проект самый важный и самый значительный. Показательно, что и Валерий Гергиев, и Джошуа Белл ради работы с Национальным молодежным оркестром изменили свои первоначальные планы, пожертвовав своим отдыхом.

Как и когда Вы впервые познакомились с Валерием Гергиевым? Почему Вы выбрали именно его дирижером Национального молодежного оркестра США?

Я знаю Валерия много лет – еще со времени моей работы в качестве директора Лондонского Симфонического оркестра. Я вспоминаю забавный и очень показательный эпизод: когда мы обсуждали его дебютную программу в Великобритании, он сказал: я хочу выступить с молодыми исполнителями, им по 15-16 лет, их мало кто знает, но я обещаю: это будет незабываемо. Потом он назвал имена: Максим Венгеров, Евгений Кисин и Вадим Репин!

Хороший выбор!

О да! Я тогда не слышал их, но доверился Валерию, и они играли просто феноменально! С тех пор я всегда полагаюсь на вкус и интуицию Гергиева. В свое время я пригласил его стать главным дирижером Лондонского Симфонического оркестра. Словом, мы дружим в течение почти всей его дирижерской карьеры. И я испытываю к Валерию глубочайшее уважение и восхищаюсь им.

Клайв Гиллинсон, Майкл Нельсон и Стенфорд Уэйлл на открытии сезона в "Карнеги-Холл". Источник фото: www.spletnik.ru

В следующем сезоне в Карнеги-холл состоится впечатляющая серия концертов молодежных оркестров из разных уголков Америки. Это проявление особой заботы дирекции о молодых талантах?

Практически все эти концерты – арендные. Однако мой ответ – «да», поскольку поддержка молодых исполнителей – одна из важнейших целей всей нашей деятельности. На подобных концертах мы открываем для себя новые таланты. Во многом благодаря таким выступлениям стал в итоге возможен столь амбициозный проект, как Национальный молодежный оркестр.

Какие направления Вы оцениваете как самые важные в Вашей деятельности на посту художественного руководителя и директора Карнеги-холла в целом?

Их два. Первое – представить на сцене нашего зала выдающихся современных исполнителей и лучшую музыку, которая существует на сегодняшний день. Это не только отдельные концерты, но и крупные фестивали. Один из них, приуроченный к 120-летию Карнеги-холла, был посвящен Чайковскому, который, как известно, дирижировал на концерте открытия зала 5 мая 1891 года. Мы также посвятили отдельные фестивали Китаю, Японии, Леонарду Бернстайну, афро-американской музыке... Но не менее важно второе направление – дать возможность дебютировать в нашем зале талантливой молодежи. Значительные усилия и ресурсы мы тратим также на образовательные проекты, поскольку считаем, что у каждого человека есть право слушать и знать великую музыку. Общее число участников наших образовательных программ достигает 140 тысяч!

Фантастика! … Ваш легендарный зал занимает особое место в русской музыкальной истории. Вы упомянули выступление Чайковского на открытии Карнеги-холла. Этот зал также более 100 раз слышал Рахманинова, был свидетелем триумфов Стравинского и Прокофьева… В новом сезоне в Карнеги-холле будет играть множество русских музыкантов: Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, Юрий Темирканов с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Даниил Трифонов, состоится концерт студентов Центральной музыкальной школы при Московской консерватории… Это часть вашей менеджерской стратегии?

Сегодня в мире трудно найти концертный зал, в котором русские музыканты и русская музыка не были бы в центре внимания. Я знаю тысячи людей, которые считают вашу школу самой лучшей. Так что приглашение музыкантов из России при планировании нашего концертного сезона происходит почти автоматически. Хочу подчеркнуть, что ваша страна одна из немногих, где культура находится в самом центре жизни общества. Когда я летаю в Россию, не перестаю удивляться тому, что ваши самолеты названы в честь великих музыкантов, художников, писателей…

Это правда…

Такое невозможно представить ни в одной другой стране! Это наглядное свидетельство того, какую роль играет культура в России.

В течение Вашей карьеры Вы встречались со многими великими русскими музыкантами. Кто из них произвел на Вас самое сильное впечатление?

Ближе всех я был знаком с Мстиславом Ростроповичем. Он был не просто гений, один из лучших исполнителей в истории, – он вдохновлял Шостаковича, Прокофьева, Бриттена на создание шедевров, он был великий дирижер, пианист, педагог. Мы очень много работали вместе. Я всегда восхищался им. Он – один из самых значительных людей, которых я встретил в своей жизни. Сегодня я счастлив общаться с такими исполнителями из России, как Валерий Гергиев, Максим Венгеров, Евгений Кисин. Это выдающиеся музыканты и личности!

Очень приятно слышать Ваши теплые слова о Ростроповиче…  Как поется в знаменитой песне Стинга, "Вы – англичанин в Нью-Йорке". Каковы главные отличия американской музыкальной жизни и музыкального менеджмента от Англии?

Главное отличие – не в музыкальной, а в финансовой сфере. В Англии культура в целом и музыка в частности большей частью финансируются государством. В Америке этого почти нет, и главный источник поступления средств – спонсорская помощь и частные пожертвования. Это серьезный вызов – вам необходимо убедить спонсоров, что ваш проект важен и интересен. Он должен быть выдающимся, необычным, ярким – и это не только стимулирует людей искусства, поднимает планку качества, но и формирует другой тип культуры. Это не значит, что государственная поддержка – это плохо, наоборот, это прекрасно! Но в Америке – иная, совершенно уникальная модель. И в моей работе большая часть времени и сил тратится на добывание денег.

Мистер Гилленсон, Вы не только всемирно известный музыкальный менеджер – Вы остаетесь музыкантом. Если Вам пришлось выбирать единственное произведение из всей мировой музыки, на чем бы Вы остановились?

Думаю, это была бы музыка Баха...

Мистер Белл тоже назвал Баха, когда отвечал мне на этот вопрос.

В самом деле? Мы не договаривались заранее!

Я Вам верю.

Одно из величайших сочинений в истории – баховский концерт для двух скрипок. Он само совершенство! Я возвращаюсь к нему снова и снова, и всякий раз Бах заставляет меня почувствовать, что мир прекрасен.

Абсолютно верно!

Если бы Вам предложили отправиться в прошлое или будущее, какой год Вы набрали бы на машине времени?

Я бы хотел встретиться с Моцартом, Бахом, Альбертом Эйнштейном, другими великими людьми… Но Ростропович и Бернстайн принадлежат к той же плеяде, и я имел счастье общаться с ними! Сейчас я наслаждаюсь общением с Валерием Гергиевым… Честно говоря, мне больше интересно будущее, нежели прошлое. О прошлом вы можете прочитать. Будущее создаете вы сами.

Если бы музыки не существовало на свете, чем бы Вы занимались?

Музыка и искусство в целом всегда играли фундаментальную роль в развитии человека – с самых древних времен. Человек всегда пел, всегда рисовал. Без этого невозможно представить наш мир. Думаю, что человек просто не может существовать без искусства.

Вы счастливый человек?

Я очень счастлив. Я оптимист и предпочитаю видеть возможности, а не проблемы. Главные вопросы, которые я всегда задаю: Что дальше? Как мы можем что-то улучшить? Как изменить жизнь людей к лучшему с помощью музыки? Мне нравится моя жизнь, нравятся люди, с которыми я работаю. И я не представляю лучшей жизни!

Мистер Гилленсон, огромное спасибо за эту интересную беседу. Позвольте пожелать Национальному молодежному оркестру США успешных гастролей в России. Ждем Вас в Москве!

Роман Берченко специально для радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей