Баден-Баден – жемчужина Шварцвальдских предгорий – курортный город на юго-западе Германии. Он знаменит своей славной многовековой историей и романтической атмосферой. Город очаровывает с первых минут: прозрачный воздух, гармония парков и аллей, кристальная, чистая вода, величественная архитектура.

Баден-Баден считается летней столицей Европы. Сюда любили приезжать многие известные деятели культуры и искусства: Гюго, Брамс, Шуман, Берлиоз, русские гении: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов... В Баден-Бадене были созданы многие замечательные произведения отечественной литературы.

Сегодня в немецком городке часто можно услышать русскую речь, на вокзале даже есть специальный стенд с русской прессой, что свидетельствует о немалом количестве наших сограждан, избравших Баден-Баден местом жительства. Кстати, русские до сих пор занимают второе место среди приезжающих сюда иностранцев.

Культурная жизнь в Баден-Бадене особенно насыщена. Здесь работают картинная галерея, музей Фридер Бурда, старейший в Германии Городской драматический театр, Курхаус и Казино.

Концертный зал Фестшпильхауса (Дворец Фестивалей), расположенный в центре города, ежедневно посещают сотни туристов и жителей города. Здесь проходят великолепные концерты с участием звезд мирового исполнительского искусства.

Зал рассчитан на 2500 мест. Он является местом проведения серьезных форумов классической музыки: Зимнего, Летнего, Осеннего и Троицкого. В 2012 году к ним добавился Пасхальный фестиваль с участием Берлинского филармонического оркестра. Он уже завоевал особую популярность и стал своеобразной визитной карточкой города.

Отмечу, что Берлинский филармонический оркестр долгое время был гостем другого Пасхального форума в Зальцбурге, основанного самим Гербертом фон Караяном. Отныне оркестр вместе с Саймоном Рэттлом перебрался в Баден-Баден, где каждый год будет устраивать Пасхальную музыкальную неделю. В Зальцбурге же Пасхальный фестиваль проводит коллега Саймона Рэттла Кристиан Тилеман (главный дирижер Дрезденской Штаатс капеллы).

Но вернемся к Баден-Бадену...

Основное внимание на Пасхальном фестивале уделено оперным представлениям, однако в программе значатся также симфонические и камерные концерты, образовательные проекты. Помимо Фестивального концертного зала задействованы и другие сцены города, о которых речь шла выше. Художественное руководство Пасхальным фестивалем осуществляют Общество Берлинского филармонического оркестра совместно с дирекцией  Концертного зала Баден-Бадена.

Теперь об исполнителях. Само собой разумеется, главными действующими лицами являются Берлинский филармонический оркестр и маэстро сэр Саймон РэттлОдин из концертов провел латышский дирижер Андрис НельсонсСреди солистов – также мировые звезды: польский пианист Кристиан Циммерман и наш соотечественник скрипач Максим Венгеров.

Пасхальный фестиваль открылся 23 марта оперой В.А.Моцарта «Волшебная флейта» (постановка Роберта Карсена) с участием первоклассной команды вокалистов: Симоны Кермес, Павола Бреслика, Кейт Ройал, Михаэля Наги, Анник Массис, Магдалены Кожены, Натали Штутцман и Жозе ван Дама. Действительно, о подобном составе оперных певцов можно только и мечтать.

Мне же посчастливилось побывать на двух симфонических концертах Пасхального фестиваля.

24 марта сэр Саймон Рэттл великолепно продирижировал Вторую симфонию до минор Г.Малера с Берлинским филармоническим оркестром и хором Берлинского радио. В исполнении масштабной малеровской фрески принимали участие: Кейт Ройал (сопрано, Великобритания), а также супруга сэра Саймона Рэттла – чешское меццо-сопрано Магдалена Кожена.

Рэттл очень тонко чувствует природу малеровской музыки. Оркестр Берлинской филармонии звучал под его управлением предельно выразительно и совершенно.

Сэр Саймон Рэттл: «Когда я впервые услышал музыку Второй симфонии Густава Малера, то был совершенно сбит с толку. И это одна из причин, по которой я стал дирижёром. Прежде всего, нужно верить в то, о чем говорит в своей музыке Малер. И если у вас есть инстинкт и активная дирижерская воля, вы ощущаете музыкальную ткань симфоний Малера как нескончаемый поток эмоций. Необходимо все время контролировать себя и оркестр, следовать авторским указаниям в обозначении темпов и штрихов. Ведь Малер прекрасно знал свои собственные инстинкты как дирижер. Он открывал в каждой из своих симфоний новые музыкальные миры. Мы иногда забываем о том, что композиторы были такими же людьми, как и все остальные. Дирижерам, работавшим рядом с Малером, крупно повезло в жизни. Одним из таких счастливцев был Бруно Вальтер. Получить рекомендации от Малера – моя неосуществимая мечта. Я хотел бы задать Малеру множество вопросов». 

Берлинский филармонический оркестр – резидент-коллектив Пасхального музыкального форума в Баден-Бадене – был очень активно представлен на форуме своими камерными составами. Каждый день в рамках фестиваля на разных площадках города звучала камерная музыка в исполнении квартетов и трио, составленных из солистов оркестра Берлинской филармонии.

Один из таких примечательных дневных концертов под названием «Филармонический салон в Баден-Бадене» был посвящен пребыванию в этом городе в 1875 году замечательной французской певицы Полины Виардо-Гарсиа.

На следующий день за пульт Берлинского филармонического оркестра встал Андрис Нельсонс. Знаменитый латышский дирижер не мог миновать в своем выступлении музыки Рихарда Вагнера (прозвучала увертюра к опере «Тангейзер»). Напомню, что в 2013 году весь музыкальный мир отметит 200-летие со дня рождения великого немецкого композитора.

Вслед за мечтательными звуками волшебного «Тангейзера» Вагнера на сцену Фетшпильхауса вышел Максим Венгеров, эмоционально и ярко сыгравший Скрипичный концерт И.Брамса.

Во втором отделении вечера царила музыка французских импрессионистов. Прозвучали три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси и хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля.

Встречи с Андрисом Нельсонсом для музыкантов Берлинского филармонического оркестра всегда интересны и драгоценны. Дирижер мгновенно заряжает коллектив своей неистовой энергией.

Самому Андрису Нельсонсу приятно выступать в пасхальные дни с одним из лучших оркестров мира.

Андрис Нельсонс: «Пасха – очень важный и светлый праздник для людей. С одной стороны, трагический, потому что Иисус умер на Кресте. Это очень печально, но с другой стороны, ведь именно Христос вселил в наши сердца надежду и веру в бесконечную жизнь. Момент Воскресения… Мне кажется, в это время люди задумываются о своей душе и о самих себе, замедляют свой бег, меньше думают о суете. Как раз сейчас каждый из нас должен стараться больше думать о Боге: почему мы живем, и что хорошего мы сделали друг другу? Мне кажется, все эти Пасхальные фестивали – и в Зальцбурге, и в Люцерне, и в Баден-Бадене – дают такую возможность: услышать замечательные оркестры, прекрасную музыку. Я особенно счастлив выступать с оркестром Берлинской филармонии здесь в Баден-Бадене. Мне повезло семь раз дирижировать этим легендарным коллективом, и это огромная честь»!

В.А.: - Андрис, скажите, пожалуйста, а почему второе отделение концерта посвящено французской музыке – произведениям Дебюсси и Равеля? В партитуре «Вальса» Мориса Равеля отражены перипетии прошлого века: трагические настроения сквозь призму  салонного вальса…

Андрис Нельсонс: «Я думаю, что это самый трагический Вальс в истории музыки прошлого столетия. Здесь мы видим, как все разрушается: венский вальс с его неизменным салонным флиртом, немного интригующие реверансы – он разрушает все это на своем пути. Мы сами иногда бываем немножко поверхностны, склонны к эгоистичным мыслям о том, как мы выглядим, какой у нас парфюм, сколько у нас денег, какая у нас машина. Как бы в ритме вальса мы очень вольготно себя чувствуем. Однако, на самом деле все это печально, и мы серьёзно заблуждаемся.

Ведь рядом с нами есть люди, которым нечего есть. Мир неспокоен – случаются войны и насилие. Все вокруг не так хорошо, как иногда нам кажется. И вот Равель в конце своей оркестровой поэмы разрушает эту идиллию светлой жизни. Я думаю, что как раз сейчас, в католическую Пасху особенно полезно нам задуматься о наших поступках». 

Уже известна программа следующего Пасхального фестиваля, который состоится весной 2014 года с участием Берлинского филармонического оркестра. Одним из главных событий станет постановка оперы Д. Пуччини «Манон Леско». Солистами на пасхальных концертах выступят Анне-Софи Муттер (скрипка), Соль Габетта (виолончель) и пианист Ефим Бронфман.  Ожидаемой кульминацией пасхальной недели обещают стать «Страсти по Иоанну» И.С.Баха в концертной постановке режиссера Петера Селларса. За пультом оркестра Берлинской филармонии  будут стоять сэр Саймон Рэттл и Зубин Мета.

Источник видео: http://www.festspielhaus.de/

Источник фото: http://www.berliner-philharmoniker.de/

Виктор Александров, Баден-Баден (Германия), специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей