В марте в Милане прошла церемония награждения победителей Международной премии классической музыки (International Classical Music Awards -2013). Как уже ранее сообщалось, звукозаписывающая фирма «Мелодия» получила премию в номинации «Исторические записи» за диск «Игорь Стравинский. Русские сезоны».

На диске записаны сказка-балет «Жар-птица» в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко (запись 1984 года); Потешные сцены в четырех картинах «Петрушка», которые исполнил Симфонический оркестр Московской консерватории и дирижер Пьер Булез в 1990 году; картины языческой Руси в двух частях «Весна священная» в исполнении Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио и дирижера Владимира Федосеева (запись 1982 года).

Напомним, что Дмитрий Китаенко долгие годы был руководителем Симфонического оркестра Московской филармонии. В девяностые годы он эмигрировал за границу. К сожалению, с тех пор российская публика ни разу его не слышала.

Радио "Орфей" представляет Вашему вниманию эксклюзивное интервью с выдающимся дирижёром современности. О том, почему маэстро избегает концертов на исторической родине, о специфике работы в студии и ближайших планах беседовал Роман Берченко.

Дмитрий Китаенко на церемонии вручения ICMA-2013

Роман Берченко: Уважаемый Дмитрий Георгиевич, позвольте поздравить Вас с почётной наградой, премией ICMA в категории "Исторические записи". На диске «Игорь Стравинский. Русские сезоны» Вы дирижируете сказкой-балетом «Жар-птица». Помните ли Вы обстоятельства этой записи? Где она происходила и чья была инициатива?

Дмитрий Китаенко: Спасибо за поздравления. Мне действительно очень приятно, что по истечении стольких лет эта запись отмечена премией.  Прошло почти 29 лет с момента, когда я осуществил её. Всех деталей я, естественно, не помню. Помню только, что запись проиходила в Пятой студии Всесоюзного радио. Она была инициирована фирмой "Мелодия", которая сделала этот заказ. Проект получился очень интересным. В работе принимал участие замечательный музыкант, звукорежиссёр С. В. Пазухин. Мы с ним сделали очень много записей. Работа над "Жар-птицей" продвигалась очень быстро и продуктивно. Тогда нам показалось, что запись вышла очень удачной. В наши дни это подтвердилось.

Общались ли Вы с руководством фирмы "Мелодия" во время записи этого альбома?

Безусловно, ни одна запись не могла состояться без разговора с руководством фирмы "Мелодия". Во главе стояли очень образованные, увлечённые люди, которые занимались интересными проектами. Тогда директором был Володя Сухорад, с которым мы регулярно обсуджали совместные планы на много лет вперёд. После этого я много пережил и много записывал музыки Стравинского. Это сказочное богатсво русской сказки, яркая образность оказали на меня неизгладимое впечатление. Однажды я даже сел в машину и поехал в семейное поместье Стравинских Устилуг, чтобы подышать воздухом, которым некогда дышал Игорь Фёдорович.

Как Вы оцениваете собственные записи совесткого периода, выпущенные на лейбле "Мелодия"? Я встречал разные мнения на этот счёт. Одни любители музыки утверждают, что эти записи уступают Вашим концертным выступлениям. Другие же, наоборот, считают их эталонными. Что Вы сами думаете по этому поводу?

Во-первых, многие записи, которые тогда были сделаны с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, сегодня также могли бы быть отмечены премиями. Во-вторых, сколько слушателей - столько и мнений. Кто-то пришёл на концерт в отличном настроении и унёс в памяти это ощущение праздника музыки в зале, кто-то сидит дома и слушает диск, у него может быть совершенно другое ощущение. Зрительное и слуховое впечатления часто не совпадают. Я благодарен всем, кто слушает мои записи и ходит на мои концерты.  

В одном из интервью Вы говорили, что отдаёте "безусловный приоритет живым концертам перед записями". Тем не менее, Ваш вклад в историю звукозаписи впечатляет, особенно в области русской симфонической музыки. Записанный Вами к столетию Шостаковича полный цикл его симфоний в 2005 году был отмечен почётной наградой "Echo Klassik". Среди Ваших записей есть также полные циклы симфоний Прокофьева, Римского-Корсакого, Скрябина, Рахманинова, записи симфоний Чайковского, в том числе, совсем недавно вышедшие, которые до последнего тура были в числе номинантов на премию ICMA-2013. Есть ли у Вас какие-то особые правила для работы в студии?

Прежде всего, когда я работаю в студии, я стараюсь создать такую атмосферу эмоционального накала у себя и музыкантов, чтобы нам не мешало отсутсвие публики в зале. Я добиваюсь атмосферы концерта в студии. Второе правило: за последние годы мне удалось так отработать технику записи со своей стороны, что я никогда не хожу к тон-инженеру слушать записанный вариант. Я уже сам знаю, что хорошо, а что не получилось. Мы экономим время и концентрацию музыкантов оркестра, не отвлекаясь на паузы. Записи проходят быстро и пока, чтобы не сглазить, без ошибок.

В какой студии Вам работается наиболее комфортно?

Там, где выходят хорошие записи.

Какие альбомы с Вашим участием выйдут в будущем?

В ближайшем будущем у меня выходит полный цикл симфоний Чайковского, включая незавершённую композитором Седьмую симфонию, которую реконструировал Семён Богатырёв. Я её сыграл в концерте, тревожился, так как многие после Шестой симфонии ждут нечто ещё более патетическое, однако, публика восторженно приняла исполнение. Я надеюсь, что запись также удалась. Она выйдет вместе с Третьим фортепианным концертом. В качестве финальной точки для цикла произведений Чайковского мне бы хотелось выбрать последнюю оперу композитора "Иоланту".

Поностью беседу со знаменитым дирижёром Дмитрием Китаенко можно прослушать в прикреплённом аудиофайле:

 

 

Вернуться к списку новостей