Оперный жанр сейчас переживает настоящий режиссерский бум. Все чаще появляются нетрадиционные прочтения классики и новые имена постановщиков, использующих необычные современные технологии, порой совсем из других видов искусства. Главным лицом спектакля все больше становится режиссер. Как же ему в таких условиях не потерять контакт с композитором и певцами,  донести до зрителей свой авторский замысел? В этом и есть основная задача конкурса «Наноопера», придуманного худруком «Геликона» Дмитрием Бертманом.

 Дмитрий Бертман. Источник фото: http://nibelungopera.ru

Молодые режиссеры поставлены им в экстремальные условия: за ограниченное время – всего 20 минут – им надо создать с артистами оперную сцену – сольную, дуэтную или массовую, причем -  прямо на глазах публики и жюри. Конечно, до этого у них был и предвари тельный  выбор музыкального материала – из репертуара самого «Геликона», и трехдневный февральский тренинг на сцене Красноярского театра  в качестве первого конкурсного  тура по заранее представленным экспликациям, то есть разработкам. Но теперь им даются еще и дополнительные полчаса на общение с актерами – естественно, геликоновцами, - призванными реализовать их сценические идеи.

Из 30 претендентов  в финальную часть конкурса международное жюри  во главе с самим Бертманом отобрало 10 человек. Это почти сплошь выпускники ГИТИСа, где и преподает худрук  «Геликона», плюс еще двое немосквичей – из Петербурга и Ташкента. Увы, других мест, где готовят оперных режиссеров, в России практически больше нет. Так что в данном случае извечный конкурсный вопрос – а судьи за кого? – отпадает сам собой. Ведь собственно арбитры – а это интенданты и директора музыкальных театров Германии, Италии, Польши, Шотландии, Эстонии и Канады – люди весьма авторитетные и неангажированные, так как представителей этих стран на конкурсе нет вообще. Значит, и ни о какой их предвзятости или заинтересованности тоже не может быть и речи. Кроме одного – поиска и открытия новых режиссерских талантов, чьи имена будут объявлены в пятницу 29 марта на сцене обновленного «Гоголь-центра», бывшего драмтеатра имени того же писателя,  что олицетворяет и устремленность этой  концертной площадки к будущему нашего театрального искусства.


Анатолий Лысенков специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей