Несмотря на то, что в России наступление весны пока не ощущается, центральная часть Европы уже во власти тепла и солнца. Люцерн – один из красивейших и живописных уголков швейцарских Альп, в преддверии католической Пасхи традиционно становится местом встречи слушателей со звездами классической музыки. Напомню, что в этом году Католики празднуют Пасху 31 марта.

Пасхальный фестиваль в Люцерне ведет свою историю с 1988 года. Он продолжается в течение десяти дней и завершается в Вербное воскресенье. Свыше ста тысяч туристов, любителей классической музыки ежегодно приезжают в Люцерн, выбирая для себя Пасхальный, Летний или Фортепианный форумы. Каждый из этих фестивалей приходится на определенное время года.

Гармонию архитектурного ансамбля средневекового Люцерна дополняет современный дизайн. Рядом с вокзалом на Европейской площади расположен мультимедийный Центр культуры и конгрессов. Он был возведен в 1998 году по проекту французского архитектора Жана Нувеля. Сюда можно попасть сразу из привокзальных помещений на специальном лифте. Концертный зал с уникальной акустикой соответствует высшим стандартам. Здесь устраиваются записи, аудио и видео трансляции концертов.

Интендант фестиваля Михаэль Хэфлигер ежегодно делает ставку на самых именитых дирижеров современности. В этом году среди них: Клаудио Аббадо, сэр Джон Элиот Гардинер и Марис Янсонс. Молодое поколение дирижерской элиты достойно представляет Густаво Дудамель – любимец европейской богемы.

Однако обо всем по порядку...

Пасхальный фестиваль открылся 16 марта выступлениями Моцартовского оркестра (Болонья) под управлением его художественного руководителя Клаудио Аббадо. Марта Аргерих исполнила с итальянскими музыкантами избранные концерты для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта.

Средиземноморских артистов сменили гости из Нового Света – Лос-Анджелесский филармонический оркестр во главе с Густаво Дудамелем. Коллектив представил на суд публики две разноплановые программы.

В первый вечер прозвучала премьера – сценическая версия оперы-оратории современного американского композитора-минималиста Джона Адамса «Евангелие от Другой Девы Марии». Либретто новой версии Страстей Христовых написано Питером Селларсом.

Мне же довелось побывать на втором концерте американских музыкантов. В фокусе внимания Густаво Дудамеля на сей раз оказался Париж и знаменитые дягилевские сезоны прошлого столетия.

В качестве эпиграфа программы прозвучала эффектная зарисовка «Zipangu» современного франко-канадского композитора Клода Вивье. Написанная для тринадцати струнных, композиция отмечена новаторскими находками в сфере тембровой драматургии, использованием нестандартных приемов звукоизвлечения.

Программу концерта продолжили симфонические эскизы «Море» Клода Дебюсси и музыка фантастического балета «Жар-птица».

Партитура Стравинского переливалась всеми цветами радуги. При этом Дудамель, которого мы привыкли видеть за пультом его родного Венесуэльского оркестра имени Симона Боливара, в данном случае не выставлял себя напоказ, а всецело сосредоточился на воплощении авторского замысла, увлекая за собой оркестр.

Звучание Лос-Анджелесского оркестра поражало богатством колорита и кристальной чистотой. В воображении возникали образы русских сказок из сборника А.Афанасьева, легших в основу балета И.Стравинского.

Участие в Пасхальном форуме сэра Джона Элиота Гардинера, признанного лидера в области аутентичного исполнительского искусства, ожидалось с особым нетерпением и сулило настоящие откровения. Так и случилось...

Скоро знаменитому музыканту исполнится 70 лет. По случаю юбилея сэр Джон Элиот Гардинер устроит в начале апреля в Лондоне Дни музыки И.С.Баха.

В Люцерне же накануне Страстной недели в исполнении коллективов сэра Джона Элиота Гардинера: Монтеверди хора и ансамбля «Английские солисты барокко» прозвучали баховские «Страсти по Иоанну».

Вокальные партии исполняли: Ханна Моррисон (сопрано), Мег Брэгл (альт), Эндрю Тортис (тенор), Николас Малрой (тенор, в роли Евангелиста), Петер Харви (бас, Понтий Пилат) и, наконец, блистательный Дитрих Хеншель (бас, Иисус Христос).

Атмосфера покоя и созерцания воцарилась с первых же тактов пассиона. Гардинер безукоризненно следует авторскому тексту священной партитуры, ограняет до сияния ансамбли и хоры сверхсложной баховской фрески. Зал, затаив дыхание, внимал мастерству музыкантов с берегов Туманного Альбиона.

В 2013 году Великобритания и весь музыкальный мир отметят 100-летие со дня рождения Бенджамина Бриттена. Специальный проект фестивальной программы, посвященный этому юбилею – исполнение «Военного реквиема» Бриттена с участием легендарных коллективов: Хора и Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса.

Эпохальное сочинение английского мастера отражает трагическую страницу летописи XX столетия. «Военный реквием» обращен ко всему человечеству. Напомню, что произведение было написано Бенджамином Бриттеном специально по случаю освящения Собора Святого Михаила в Ковентри в мае 1962 года. Жители этого города в военные годы пережили чудовищную немецкую бомбардировку, во время которой Ковентри был почти полностью разрушен.

Литературная основа сочинения – заупокойная латинская месса, а также стихотворения британского поэта Уилфреда Оуэна, пережившего ужасы войны.

Партитура требует колоссального состава исполнителей: большой симфонический оркестр, смешанный хор и сопрано (солистка Эмилия Маги) - олицетворение литургической сферы; камерный состав оркестра, расположенный в левом крыле сцены и двое солистов (тенор Марк Пэдмор и баритон Кристиан Герхайер) несут на себе бремя драматического контекста. Это, собственно и есть зеркало войны, повествование о которой дополняют поэтические строки Уилфреда Оуэна.

Третий пласт – небесный мир. Звучание органа и хора дискантов (хор мальчиков баварского города Тольцер), певших с высоких ярусов зала, усиливало пространственный эффект восприятия.

Марис Янсонс великолепно провел исполнение «Военного реквиема», донося до слушателя тревогу, боль и отчаяние, выраженные в музыке Бенджамина Бриттена.

Композитор был хорошо знаком с Дмитрием Шостаковичем, чья Шестая симфония стала одной из ярких кульминаций гастролей оркестра Баварского радио и маэстро Мариса Янсонса в Люцерне.

Люцернский фестиваль имеет еще одну очень важную функцию – образовательные проекты. В программе Пасхальной недели состоялись мастер-классы патриарха европейской дирижерской школы Бернарда Хайтинка.

В этом году маэстро взял тайм-аут и вместо привычных концертов предстал в роли наставника. Молодые дирижеры из Германии, Испании, Израиля, Литвы и США совершенствовались дирижерскому ремеслу под руководством Бернарда Хайтинка на сцене Люцернского зала (это еще одна концертная площадка Дворца культуры и конгрессов).

Под занавес Пасхального фестиваля состоялась пресс-конференция, в ходе которой интендант люцернских музыкальных собраний Михаэль Хэфлигер огласил тему предстоящего Летнего форума, обозначенную как «Революция».

Фестиваль будет посвящен 75-летию со дня его основания, а также 10-летию Люцернского фестивального оркестра, художественное руководство которым осуществляет маэстро Клаудио Аббадо.

В центре летнего форума – концертное исполнение тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» (к 200-летию со дня рождения композитора) с участием приглашенных хоров, солистов и Бамбергского симфонического оркестра под управлением Джонатана Нотта.

Кстати, дирижер специально приехал на пресс-клуб, по окончании которого устроил захватывающе интересную лекцию об истории создания «Кольца» в контексте той эпохи.

Я продолжу свой рассказ о Пасхальных событиях в сфере классической музыки теперь уже из Баден-Бадена. Там в эти дни гастролирует Берлинский филармонический оркестр и маэстро сэр Саймон Рэттл. О том, чем именно этот немецкий курорт привлек Рэттла, мы поговорим в прямом эфире радио «Орфей» 27 марта...

Виктор Александров, Люцерн (Швейцария) специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей