Нынешний год проходит под знаком двухсотлетнего юбилея крупнейшего реформатора оперы, великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Оперные театры всего мира обращаются к его многочисленным творениям, предлагая все новые и новые прочтения, радикальные режиссерские постановки.

Однако и сегодня, как и много десятилетий назад, эталонные спектакли и концертные исполнения опер Рихарда Вагнера можно увидеть и услышать в Германии, где вагнеровская традиция поддерживается и развивается в течение полутора столетий.

В одном только Берлине сочинения композитора звучат под управлением таких всемирно известных мастеров, как Даниэль Баренбойм (Штаатсопер), Дональд Раниклс (Дойче опер) и Марек Яновский. И это помимо десятков вагнеровских постановок в других немецких городах, не говоря уже о святилище – легендарном театре Вагнера в Байрёйте, где каждое лето устраивается фестиваль его опер.

В 2010 году известный польский маэстро Марек Яновский решил осуществить антологию концертных исполнений десяти опер немецкого классика с возглавляемым им оркестром Берлинского радио в Концертном зале Берлинской филармонии, который обладает превосходными акустическими параметрами и как нельзя лучше подходит для записи столь масштабных проектов.

Яновский считается пытливым и глубоким интерпретатором оперных партитур Рихарда Вагнера. Маэстро сознательно избегает даже условной театральности, концентрируя внимание слушателей на музыкальной стороне вагнеровской драмы. Концертное исполнение опер немецкого композитора, очищенное от всевозможных режиссерских ухищрений, способствует предельно сосредоточенному восприятию музыки Вагнера.

Еще в начале 1980-х годов дирижер записал с Дрезденской Штаатс капеллой все «Кольцо Нибелунга» для лейбла RCA, сейчас Марек Яновский является эксклюзивным артистом звукозаписывающей компании Pentatone.

Вместе с оркестром и хором Берлинского радио, а также внушительной командой вагнеровских певцов Марек Яновский записал такие оперы, как «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Тангейзер» и «Тристан и Изольда».

Настала очередь заново прикоснуться к священному олимпу – тетралогии «Кольцо нибелунга». Уже исполнены первые три оперы: «Золото Рейна», «Валькирия» и «Зигфрид».

В проекте принимают участие лучшие вагнеровские голоса: Матти Салминен, Нина Штемме, Альберт Домен, Кристиан Элснер, Рикарда Мербет, Роберт Дин Смит и Стивен Гулд.

1 марта в Берлинской филармонии мне посчастливилось услышать «Зигфрида». Мощная, полная вулканической энергии и колоссальной природной силы игра оркестра под управлением Марека Яновского буквально выплескивала на публику потоки страстей и эмоций.

Ансамбль солистов звучал почти идеально. Каждый из певцов прекрасно держался на сцене, радуя слушателей рафинированным пением и отточенным произношением вокального текста. Одна из самых масштабных и протяженных вагнеровских опер завершилась ближе к полуночи бурными овациями зрительского зала.

15 марта Марек Яновский вместе с хором и оркестром Берлинского радио представит на суд публики финал тетралогии Рихарда Вагнера – оперу «Гибель богов».

В главных партиях заняты: Лэнс Райан (Зигфрид), Петра Ланг (Брунгильда), Матти Салминен (Хаген), Маркус Брюк (Гюнтер), Эдит Халлер (Гутруна), Йохен Шмекенбехер (Альберих), Марина Пруденская (Вальтраута).

 Виктор Александров, Берлин (Германия) специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей