В самом начале апреля в Москву по приглашению ГАМ-ансамбля приедет композитор Петер Ружичка – один из лидеров современной музыкальной Германии. Программу его визита условно можно обозначить так:  «и себя показать, и на других посмотреть». Первый вечер полностью отведён под музыку собственно Ружички, а содержание второго составят произведения молодых российских композиторов. Откроет этот концерт-диалог пьеса  «Звучание тёмного времени» Александра Хубеева.

Александр, хотя и принадлежит к когорте молодых российских авторов, уже давно не новичок в композиторском деле. Он принимал участие в мастер-классах таких композиторов, как Пьерлуиджи Биллоне, Франк Бедроссян, Симон Стеен-Андерсен, Мартайн Паддинг, Хельмут Цапф, Тапио Туомела. Его музыку охотно исполняют отечественные и зарубежные коллективы. Слушатели Украины, Франции, Италии, Кипра восторженно рукоплескали его необычным сочинениям. Лауреат всевозможных конкурсов и член правления молодежного отделения (МолОт) Союза композиторов России, Александр не собирается останавливаться на достигнутом. Совсем недавно стало известно, что его сочинение вошло в программу одного из самых престижных конкурсов в области современной музыки – голландского «Gaudeamus».

Специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Елена Кравцун поговорила с Александром Хубеевым о моде на современную музыку, участии в Венецианской биеннале и критерии отбора на композиторских конкурсах.

Александр Хубеев

Давай нарисуем собирательный образ композитора XXI века. Какой он? Какими качествами, по твоему мнению, он должен обладать?

Композитор должен, прежде всего, обладать знаниями. Он обязан быть образованным человеком, и не только в сфере музыки, но и в других видах искусств. В отличие от своих предшественников современный композитор должен работать и познавать как можно больше. Сколько было написано музыки во времена Моцарта? По сути, не так много, по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Весь этот массив сочинений, до Моцарта и после Моцарта, современный композитор должен знать. Внимание, на мой взгляд, надо уделять не только инструментальной музыке, но и электронной, джазовой и рок-музыке. Возможно, кто-то не согласится со мной, но эти знания не будут лишними.

Твоё сочинение «Звучание тёмного времени» было написано под впечатлением от фильма  Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Это единственный такой пример в твоём творчестве, или тебя часто вдохновляют чужие произведениями искусства?

Мне кажется, что в этом нет какой-то системы. У меня есть ещё одно сочинение, которое вдохновлено искусством кино, не отдельным фильмом, а жанром – нуар. Пьеса, кстати, так и называется «Нуар». Меня вдруг заинтересовала атмосфера этих фильмов. Расцвет жанра приходится на шестидесятые годы XX века. Но и сейчас режиссёры, например, Роман Полански, Дэвид Линч, снимают картины в духе нуар. Моя пьеса была написана для французского ансамбля в рамках Года России-Франции 2010. Её исполняли и в Париже, и в Москве.

Бывает, что меня вдохновляет музыка других композиторов. Я могу просто анализировать партитуры и увидеть моменты, которые композитор не рассмотрел. Я вижу зачатки другого материала, предвещающего поворот в другой стиль. Таким образом, прослушивание музыки и посещение концертов очень помогает в работе композитора.  Кроме того, я люблю импровизировать на различных инструментах. У меня дома, например, есть скрипка, блок-флейта. Конечно, я не владею игрой на всех в совершенстве, но я имею представление о том, как извлекается звук, как работает аппарат исполнителя. Экспериментируя, я могу найти интересный материал.

Назови несколько трендов в современной академической музыке. Что сейчас особенно актуально?

Сегодня многие утверждают, что в современной музыке практически исчезли границы между национальными школами. Раньше, например, русская музыка ассоциировалась с Глинкой, с Мусоргским, а сейчас композиторский материал уже другой. Однако лично я считаю, что всё равно остаётся ментальность. Когда слушаешь произведения композиторов-спектралистов, подсознательно понимаешь  - это французская школа. Тренды закреплены за определёнными странами. В мире есть множество течений: спектральная музыка во Франции, направление «новая сложность» ( New complexity), расцветшее в США. Приблизительно пять лет назад возникло направление «Saturation» во французской музыке, его представители – Франк Бедросян и Рафаэль Сандо. Также продолжают создаваться мультимедийные проекты. В этой сфере наиболее заметны творения Симона Стеен-Андерсена  и Йоханнеса Крайдлера. Они работают с новыми технологиями. В их партитурах прописаны указания для дополнительных микрофонов, электроники, видеоряда. В России ситуация неоднозначная. Зарубежные веяния, попав на русскую почву, радикально преобразуются. Это характерная особенность нашей культуры.

Можешь ли ты определить, услышать новое слово в искусстве?

У меня два критерия, которые помогают мне понять, действительно ли новаторский подход в данном сочинении или нет. Первый критерий – более субъективный. Есть ли в музыке дыхание нашего времени, отражение современной ситуации? Это необязательно должно быть кричащее новомодное название произведения. Я обращаю внимание именно на художественный уровень,  использует ли автор современные технологии, новейшие веяния в своей музыке. Второй критерий касается непосредственно самого музыкального языка. Я отмечаю новаторство в гармонии, фактуре, оркестровке. Мне всегда интересно найти особенный материал.

Как ты считаешь, современная музыка вообще может быть модной? Например, в будущем?

Достаточно сказать, что академическая музыка, даже несовременная, классическая, не востребована в широких кругах населения.

Как контраргумент мне вспоминается идиллическая картина концертов классической музыки в Вальдбюнне, где собираются тысячи слушателей.

Это интересный момент. В моей практике был подобный пример, связанный с современной музыкой. Есть такой фестиваль «Опус 52» - это первый в России ночной фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе. Два года назад он проходи в Нижнем Новгороде на центральной площади. Шесть разных ансамблей на протяжении семи часов играли современную музыку. В числе заявленных сочинений было и моё. Когда я оглянулся посмотреть на публику, моему  удивлению не было предела: все стулья были заняты, а вереницы слушателей тянулась далеко за горизонт. Таким образом, несмотря на то, что современная музыка как бы немодная, тем не менее, эксперимент удался. Проблема непопулярности современной академической музыки заключается в отсутствии должной рекламы. Мы никогда не увидим прямую трансляцию концерта современной музыки по центральным телеканалам. Этой сфере не уделяется должного внимания, вечно не хватает средств.  Кстати, 25 мая в Нижнем Новгороде пройдёт второй такой фестиваль.

Ты был «композитором в резиденции» ансамбля «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) в 2011 году. Какие обязанности лежат на авторе, когда он «в резиденции» и что тебя дал этот опыт?

Скажу честно, быть «в резиденции» – это рай для композитора. Ансамбль исполняет твою музыку в разных концертах определённое количество раз. Такая плотная работа с музыкантами даёт неоценимый опыт. У тебя есть возможность встретиться с исполнителями и обсудить какие-то моменты ещё во время написания пьесы. Я также предлагал Олегу Пайбердину (композитор и арт-директор ГАМ-ансамбля) свои идеи. Некоторые воплотились в интересных совместных проектах. Например, в Московской филармонии состоялся концерт, где были показаны польские короткометражные мультфильмы, музыку к которым написали композиторы МолОта (Молодёжного отделения Союза композиторов РФ) 

Я знаю, ты принимал участие в мастер-классах маститых  композиторов. Достаточно назвать несколько имён, чтобы понять, какого масштаба это личности: Пьерлуиджи Биллоне, Франк Бедроссян, Симон Стеен-Андерсен…  Какую общую черту эпохи ты заметил, общаясь с этими людьми?

Проблема мастер-классов заключается в их «мимолётности». Чаще всего они длятся около часа, этого времени бывает недостаточно, чтобы что-то для себя почерпнуть. В моём понимании хороший педагог – это не тот, кто пытается привить тебе своё видение, а скорее тот, кто копается в твоей идее и ищет способы ещё лучше её развить. Такую заинтересованность в индивидуальности демонстрировали практически все композиторы, с которыми мне довелось общаться. Я бы хотел упомянуть ещё о Международной композиторской академии в Чайковском, участником которой я стал в 2011 году. В отличие от мастер-классов в рамках Академии можно было несколько раз встретиться с наставником и обсудить важные детали. Самое полезное в этом общении состоит в том, что маэстро может задать такой вопрос, который ты сам себе никогда бы не задал, указать на нечто такое, что ты сам не замечаешь.

Твоё сочинение принимало участие в программе Венецианской  биеннале. Как это произошло?

В Москву с мастер-классами приезжал выдающийся итальянский композитор Иван Феделе. Буквально через месяц стало известно, что он возглавит Международный фестиваль современной музыки Венецианской биеннале. Во время своего пребывания в России он слышал мои сочинения. Так я вместе с ещё несколькими композиторами попал в программу биеннале. Весь фестиваль назывался «+EXTREME-», организаторы стремились показать разные полюсы современной музыки.

Видеоматериал о Венецианской биеннале-2012. Участники - Александр Хубеев, Николай Попов и Кирилл Широков.

Какие самые яркие впечатления ты привёз из этой поездки?

Самое большое впечатление на меня произвёл, конечно, сам город. Венеция  - это удивительное место. Особенное чувство у меня вызвал концерт, посвящённый Пьеру Булезу, на котором присутствовал он сам. Ему вручали Золотого льва за заслуги в искусстве. Сами здания, в которых проходят эти концерты,  - произведения искусства. Возможно, именно поэтому биеннале вдвойне впечатляет.

Твою музыку исполняют и в России, и за рубежом. Есть ли принципиальная разница между музыкантами отечественными и зарубежными в подходе к твоим сочинениям?

Разница есть и это связано, прежде всего, с историей нашего государства. У нас долгое время авангард находился под запретом, новейшие композиторские техники не были в полной мере  освоены нашими музыкантами. За рубежом процесс познавания современной музыки был постепенным, а у нас он начался только в девяностых. В России безусловно есть ансамбли, владеющими всеми техническими возможностями, но за границей таких коллективов просто больше.

Последний вопрос традиционно касается творческих планов. Какие проекты у тебя намечаются?

Наиболее значимый проект – это конкурс «Gaudeamus» в Голландии.  Бытует мнение, что это самый значимый конкурс для композиторов.  Жюри рассматривает несколько сотен заявок со всего мира. Запланировано три исполнения моей конкурсной пьесы – в Германии, Голландии и Франции.

И каков главный приз на этом конкурсе?

Денежное вознаграждение в размере четырёх с половиной тысяч евро, которое выплачивается как гонорар за заказанную пьесу. Её исполнение будет открывать фестивальную программу уже следующего года.

Какой главный критерий отбора на этом конкурсе?

На мой взгляд, это оригинальность замысла и индивидуальная манера, авторский взгляд. Для меня очень почётно, что я уже финалист этого конкурса.

Материал подготовила Елена Кравцун

Вернуться к списку новостей