Сотрудничество известных кутюрье с балетными труппами – весьма распространённая практика, которая нередко оборачивается непредсказуемым результатом и повышенным вниманием прессы и публики. Началось всё в XIX веке, когда портные и костюмеры превратились в модельеров, как мы называем их сегодня.  Поль Пуаре, к примеру, обрёл первую известность, сотворив сценический наряд для актрисы Габриэль Режан. 

Многолетний роман моды и балета длится по сей день. На этой неделе стало известно, что главный дизайнер модного Дома Givenchy Рикардо Тиши будет автором костюмов к новой балетной постановке французского театра Grand Opéra.

Балет Grand Opéra

Страстный роман Рикардо Тиши с музыкой начался давно. Как-то в одном из интервью креативный директор Дома Givenchy  не побоялся признаться журналистам, что любит искусство и музыку даже больше, чем моду! Кто знает, может в будущем мировая рок-сцена обретёт нового героя в лице Рикардо. Пока же он от души развлекается созданием костюмов для Мадонны, Рианны и Бьйорк, с которой его связывает близкая дружба.

Сценический костюм от Givenchy для барбадосской певицы Рианны (Rihanna).

Однако новость об очередной коллаборации  удивила даже самых преданных поклонников дизайнера, любимой группой которого, к слову сказать, является пост-панковская команда The Cure. Тиши вовсю трудится над костюмами для балета, премьера которого состоится в старейшем музыкальном театре Европы, французском Grand Opéra 2 мая. Хотя если вспомнить историю Дома Givenchy, то ничего удивительного в этом нет. Бренд всегда славился аристократическим стилем, а что может быть аристократичнее, чем балет? В этом смысле Тиши продолжает творческую линию, заданную великим Юбером де Живанши. Помимо ставших уже бессмертной классикой нарядов для киногероинь Одри Хепберн, маэстро работал и для театра. Так в 1997 году специально для Большого театра он создал костюмы к балету «Жизель».

Рикардо Тиши

Подробности нынешней постановки пока держатся в секрете. Никаких фотографий костюмов, никаких комментариев прессе. Известно лишь, что Рикардо Тиши останется верным своему стилю, а значит, ждите драму цвета и тени, замысловатую вышивку и готические оборки, россыпи блёсток и аллюзий к нуару викторианской эпохи.

Семнадцатиминутный балет «Болеро», созданный в начале XX века Морисом Равелем по заказу Иды Рубинштейн, до сих пор считается самым эротичным произведением классической музыки. Постановка Мориса Бежара от 1961 года – яркое тому подтверждение.

Эта гипнотическая музыка постоянно становится источником неиссякаемого вдохновения для многих художников. Нынешнее «Болеро» станет театральным дебютом не только для Тиши, но и для известной сербской перформансистки Марины Абрамович. Она заявлена на роль сценографа в постановке. Кстати, Рикардо успел подружиться и с ней. Вот что он говорит по поводу их отношений: «Марина Абрамович - моя близкая подруга, поэтому мне нравится сильное, очень агрессивное политическое искусство».

"Болеро" Равеля в постановке Мориса Бежара

За хореографию  «Болеро» отвечают настоящие мэтры contemporary dance - Сиди Ларби Шеркауи и  Дамьен Жале. Первый, бельгиец с марроканскими корнями, увенчанный наградами и обласканный признанием европейской критики, второй – французский певец и танцовщик, радикальный экспериментатор и ярый поклонник мультимедийного искусства.

Сиди Ларби Шеркауи очень любит общаться с представителями разных культур и профессий. Он сотрудничал с британским скульптором Энтони Гормли, английским танцовщиком индийского происхождения Акрамом Хан, хореографом Нинке Реехорст. Художник по первому образованию, Сиди Ларби Шеркауи часто в своих постановках заставляет жить и танцевать предметы сценографии. Шеркауи любит космополитические компании.

Премьера обещает удивить и поразить даже самых искушённых эстетов. Четыре ярких индивидуальности, четыре подлинных художника.  Что получилось на выходе, можно будет увидеть в Опера Гарнье 2 и 3 мая.

И раз уж на костюмы «от Givenchy» посмотреть пока не получится, вспомним три самых ярких примера перевоплощения дизайнеров в «костюмеров»:


История первая, или Великая мадемуазель


Вы, наверное, догадались, что речь идёт о Габриель Шанель. Она и здесь успела закрепить за собой утвердительное первенство. В 1924 году великий импресарио «Русских сезонов» Сергей Дягилев предложил Шанель сделать костюмы для нового балета «Голубой экспресс». Над этой постановкой трудились сплошные гении. Только представьте: либретто писал Жан Кокто, музыкой заведовал Мийо, танцевальные номера сочиняли Нижинские, а декорации рисовал Пикассо!

Костюмы к балету "Голубой экспресс" от Шанель

Сюжетная канва балета весьма незамысловата. Лазурный берег, светское общество предаётся модным забавам на пляже – теннис и плавание, коктейли и флирт. В таком антураже балерины в пачках и на пуантах смотрелись бы, по меньшей мере, смешно. И Габриэль со свойственной ей решительностью опрокидывает традиционное представление о балетном костюме. Следуя своему курсу на простоту, она наряжает труппу в гламурные купальные костюмы. Публика в восторге, балерины в ужасе. Танцевать по их признанию было непривычно и неудобно.


История вторая. Король современного барокко

По мнению многих критиков, талант Джанни Версаче наиболее полно проявился именно в его балетных костюмах. Кутюрье стремился превратить в спектакль не только свои грандиозные показы, но и собственную жизнь. Джанни начал творить для театра в 1982 году. Первым опытом стал балет «Легенда об Иосифе» на музыку Рихарда Штрауса, после которого последовала череда ярких, на грани китча, эффектных постановок.  Однако в истории балетного костюма навсегда останется творческий дуэт Версаче-Бежар.

Эскизы Джанни Версаче к балетам

С хореографом Морисом Бежаром дизайнер познакомился весной 1984 года для совместной работы над балетом «Дионис». Они понравились друг другу сразу. Характерные для стиля Версаче исторические цитаты пришлись ко двору. За «Дионисом» последовали «Мальро, или Метаморфозы богов», «Леда и Лебедь», «Воспоминания о Ленинграде». Как-то Джанни сказал о своём друге: «Морис научил меня понимать, что такое театр: это стремление достичь недостижимое через постоянный эксперимент. Во многом благодаря ему я открыл для себя свои корни, я вырос среди культуры Средиземноморья и античности».

История третья. Щедрый творец

Пьер Карден  - личность поистине легендарная. Начало его творческого пути было отмечено созданием костюмов для фильма Жана Кокто «Красавица и чудовище». С тех пор тяга к театральным проектам осталась у Кардена навсегда. Судьбоносной для кутюрье стала встреча с великой балериной Маей Плисецкой в 1971 году на фестивале в Авиньоне.

Майя Плисецкая в платье от Пьера Кардена

Увидев её однажды, он уже не смог преодолеть сильнейшее обаяние её образа. Специально для Майи Михайловны он создаёт скульптурные наряды для балетов «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Творческий тандем Кардена и балерины распространился и на повседневную реальность. На всех светских вечерах Плисецкая щеголяет одеяниями от Кардена. Особенно ей полюбилось вечернее черное платье с длинным шлейфом.

Материал подготовила Елена Кравцун

Источник фото: google.com
 


Вернуться к списку новостей