4 марта состоится концерт ансамбля Двенадцати виолончелистов Берлинской филармонии. Несмотря на то, что выступление включено в абонемент «Камерные вечера», состоится оно в Большом зале консерватории, чтобы вместить всех желающих.

Это второй визит знаменитых «Двенадцати виолончелистов» в российскую столицу: впервые ансамбль выступил в Большом зале консерватории в феврале 2008 года на фестивале памяти Мстислава Ростроповича. Тогда в его исполнении звучала пряная южноамериканская музыка и саундтреки классики мирового кинематографа. На сей раз уникальный коллектив представляет новую для России программу европейской и американской классики – академической и джазовой – в оригинальных обработках. Как всегда – высочайший вкус и превосходное качество. Как бы странно не выглядела идея монотембрового ансамбля, играющего обработки популярной музыки, она реализуема. При одном условии – это должно быть эталонное мастерство.

Сами «12 виолончелистов» ведут свою предысторию от легендарного Пабло Казальса, мечтавшего о виолончельном ансамбле. Впрочем, и великий испанец грезил о том, что имело место лет 300-400 назад: небольшие ансамбли, состоявшие из виол да гамба. Конечно, да гамба имеет несколько более мягкий звук, и то, что было уместно при дворе, современники Казальса считали неподходящим для концертного зала. Но в 1920 году известный виолончелист-виртуоз, композитор и педагог Юлиус Кленгель дарит на 65-летие своему другу Артуру Никишу (в течение семнадцати лет главному дирижеру Берлинского филармонического оркестра) небольшую пьесу «Гимн» для 12 виолончелей.

В 1972 мечтам суждено было сбыться – виолончелисты оркестра начали выступать в Берлине с камерными концертами, включавшими аранжировки популярных произведений - собственные или заказанные разным композиторам.

Сами музыканты видят сакральный момент в «совершенном» числе участников ансамбля: 12 месяцев, 12 полутонов в октаве, 12 часов дня и 12 часов ночи, 12 племен народов Израиля, 12 учеников Христа, 12 врат Небесного Иерусалима – на официальном сайте коллектива опубликовано целое нумерологическое исследование. Меж тем, виолончелистов, все-таки, тринадцать. Двенадцать – на сцене.

За три десятка лет, в ансамбле сменилось уже несколько поколений музыкантов, современные авторы начали писать специально для коллектива, а количество поклонников увеличивается с каждым концертом. Конечно, все это – easy listening. Но как метко замечает музыкальный критик Михаил Фихтенгольц, «отличие бравой дюжины виолончелистов от других музыкантов, трудящихся на этой сомнительной ниве, состоит в том, что их основное время занимает работа в одном из лучших симфонических оркестров мира. Соответственно, кому как не им можно поразвлечься на досуге». 

Вернуться к списку новостей