В Польше 2013 год объявлен годом Витольда Лютославского. 25 января в день 100-летия со дня рождения крупнейшего композитора современности Варшава окунулась в череду специальных событий.

По всей стране проходят концерты, культурные мероприятия, связанные с юбилеем Витольда Лютославского. Однако сердцем торжеств стала Варшава – город, с которым тесно была связана вся жизнь польского композитора.


Лютославский сегодня

Вклад этого человека в историю польской национальной музыки и мировой музыкальной культуры XX столетия поистине неисчерпаем.

Оригинальное и новаторское искусство Витольда Лютославского, его смелый, экспериментальный язык оказали влияние на большинство музыкантов: композиторов, исполнителей, слушателей, как в самой Польше, так и далеко за ее пределами.

Витольд Лютославский - первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе - 1967), премии Эрнста фон Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), кавалер французского Ордена искусств и литературы, польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский. 

Среди часто исполняемых сочинений Мастера: Концерт для оркестра, Траурная музыка для струнных (памяти Белы Бартока), «Силезский триптих», Танцевальные прелюдии для кларнета и фортепиано, Концерт для фортепиано с оркестром.

В силу разных причин музыку Витольда Лютославского нечасто можно услышать на концертных сценах нашей страны. Хотя, в отечественном музыковедении были предприняты весьма устойчивые попытки к детализации изучения творчества композитора в контексте музыкальной культуры XX столетия. Вспомним хотя бы монографию Л.Раппопорт «Витольд Лютославский» (М., 1976 г.), вслед за которой, спустя 17 лет, в свет вышла очень содержательная книга, выпущенная издательством «Тантра»: «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания».

Доктор искусствоведения, научный сотрудник Государственного института искусствознания Ирина Никольская серьезно уделяет внимание польской музыке XX века. В этой книге представлены беседы И.Никольской с В.Лютославским, которые проводились с 1986 по 1992 годы.


Юбилей композитора

Итак, 25 января исполнилось 100 лет со дня рождения Витольда Лютославского.

В 40 городах 18 стран мира проходят свыше 100 культурных мероприятий: симфонические и камерные концерты, документальные фильмы, конференции и научные симпозиумы, ожидаются издания новых компакт-дисков. Кстати, Институт им. Адама Мицкевича в Варшаве, один из главных идейных вдохновителей культурного года Лютославского, уже выпустил юбилейный комплект аудио дисков с записями всех произведений Витольда Лютославского в исполнении ведущих польских музыкантов.

Отдельными событиями смотра станут проведения в феврале-марте IX международного конкурса виолончелистов им. Лютославского, а так же международный конкурс композиторов, посвященный юбилею польского композитора.

В августе стартует традиционный для Варшавы музыкальный фестиваль «Шопен и Европа», тема которого обозначена: «От Шопена до Лютославского».

Программа юбилейного года Лютославского разрабатывалась Министерством культуры  и национального наследия Польши совместно с Институтом музыки и танца, Польским радио и Обществом Витольда Лютославского.

В Варшаву со всех стран мира съехались известные музыканты, журналисты и исследователи творчества композитора. Среди них: Адриан Томас, Стивен Стаки, Кшиштоф Мейер. Нашу страну представляла Ирина Никольская.

Первый концерт состоялся 24 февраля в Королевском замке, что в самом сердце Варшавы – Старом городе. Пробираясь по заснеженным улицам польской столицы, украшенных еще тогда новогодней иллюминацией, я оказался в старинном Королевском замке - памятнике архитектуры Средневековья. Там состоялось открытие X фестиваля музыки Витольда Лютославского «Chain», что можно буквально перевести как «Цепь».

Это одно из названий нескольких опусов В.Лютославского. Дело в том, что композитор тяготел в своих произведениях к форме так называемого «цепного» типа. Она составлялась из ряда секций, каждая из которых оканчивалась каденцией всех голосов. Таким образом, Лютославский предложил иную концепцию перехода от одной музыкальной мысли к другой – методом наложения. Сам композитор сравнивает подобный процесс «со снами, когда ты видишь что-то и внезапно осознаешь, что это уже нечто совсем иное».

Началу концерта в Королевском замке предшествовала специальная церемония, в ходе которой Гжегож Михальский, президент Общества Витольда Лютославского, вручил медали «К 100-летию В.Лютославского» деятелям культуры и искусства, внесшим существенный вклад в популяризацию творчества польского классика.

А затем, на сцену вышли музыканты Камерного оркестра «AUKSO» (Тыхы) и дирижер Марек Мож. Звучала музыка Витольда Лютославского.

Поэтические тексты к каждому из сочинений читала известная польская актриса театра и кино Майя Коморовская.

Одно из памятных произведений вечера – вокальный цикл «Сотканные слова» (соч.1965 года) для тенора и камерного оркестра на слова французского поэта-сюрреалиста Жана-Франсуа Шабрэна. Данные тексты содержат в себе ряд деклараций, не имеющих никакой связи между собой. Само название цикла «Сотканные слова» отсылает нас к легенде о «Четырёх гобеленах для хозяйки замка де Вержи». Речь идёт о ее любви к бургундскому рыцарю и о смерти их обоих.

Солистом выступил тенор Марсел Бекман.

На следующий день 25 января, в связи с юбилеем Витольда Лютославского программа мероприятий оказалась чрезвычайно насыщенной.

Утром журналисты и гости форума отправились в Музей Фридерика Шопена.

Экспозиция и мультимедийное оснащение залов произвели на меня неизгладимое впечатление.

Вслед за этим, мы переместились в соседнее с Музеем Шопена здание, где рядом так же расположен и главный музыкальный вуз польской столицы – Варшавская национальная академия музыки им. Ф.Шопена.

В одном из конференц-залов ближе к полудню состоялась очень интересная и познавательная пресс-конференция, посвященная презентации «Путеводителя по варшавским местам Витольда Лютославского», в версии для мобильного телефона.

Комментировал рассказ директор Национального института Шопена Артур Шкленер.

На специальном экране можно было увидеть фотографии мест Варшавы, связанных с жизнью и творчеством Витольда Лютославского: музыкальная школа, математическая студия, Польское радио, зал Консерватории (Академии).

В каждом из разделов представлены биографические сведения из жизни композитора, подробно указана сеть адресов на разных языках.

Для данного проекта специально было отобрано около 300 фотографий.

В общем, продвинутая мобильная версия Путеводителя уже доступна пользователям. Ведутся планы и для разработки специального веб-сайта в интернете.

Один из гостей программы, польский музыковед Кшиштоф Мейер. Он известен в нашей стране по фундаментальному исследованию о Д.Д.Шостаковиче. Между тем, в Польше и других странах уже издан двухтомник, посвященный В.Лютославскому. А вот русская версия еще ждет своего издателя, а ведь она уже давно готова,  - признается Кшиштоф Мейер.


КШИШТОФ МЕЙЕР: 

«Эта книга – история жизни В.Лютославского, и в то же время анализ его музыки. Я написал монографию о нем вместе с моей женой, мы работали над ней около шести лет. Нам хотелось показать жизнь Лютославского в его общественном, политическом и историческом контексте. С другой же стороны я постарался представить все произведения, написанные Витольдом Лютославским, начиная с ранних опусов, например, Сонаты для фортепиано вплоть до последних работ, среди которых Subito для скрипки с оркестром.

Это была большая личность с потрясающей харизмой. Мне повезло неофициально заниматься с Витольдом Лютославским. В 1965 году у меня состоялся  дебют на фестивале современной музыки «Варшавская осень», где звучал мой Первый струнный квартет. После исполнения сочинения ко мне неожиданно подошел Лютославский, с которым мы тогда еще лично не были знакомы. Он с удовольствием предложил мне встречи, нечто вроде композиторских консультаций. Я просто оторопел от такого предложения. Ведь Лютославский – такой большой Мастер, желает посвятить мне свое драгоценное время совершенно бескорыстно. Я жил тогда в Кракове. Постепенно у нас начались с ним общения, я почувствовал, будто с самого начала занимаюсь композицией. Несмотря на то, что у меня были великолепные педагоги и профессора, Лютославский был замечательным преподавателем. С одной стороны жаль, а с другой, может быть, и правильно, что не уделял время педагогике. Он потратил бы на это уйму времени. Лютославский сочинял свои произведения довольно медленно. Он, кстати, всегда говорил: «Я не могу преподавать композицию, потому что единственная композиторская техника, которую я хорошо знаю, это – моя. А каждый должен обязательно иметь свою». Лютославский дал мне массу очень хороших  и полезных советов, что касается записи партитуры, инструментовки и контрапункта. Я ему до конца своей жизни буду обязан». 


Память

Во второй половине дня делегация журналистов и гостей отправилась автобусом на старейшее кладбище Варшавы – Повонзки. На могиле у памятника Витольду Лютославскому состоялось возложение цветов, и зажглись свечи.

Вечером на сцене Варшавской филармонии главное событие Года Лютославского – концерт Варшавского национального филармонического оркестра под управлением главного дирижера и художественного руководителя  Энтони Вита.


ЭНТОНИ ВИТ:

«Лютославский радовался признаниям даже еще до военной поры. Гжегож Фительберг первый исполнил его сочинения в 1938 году. Это означает, что его фигура как композитора была замечена, Лютославский был авторитетом с нескольких точек зрения. 

Его стиль был узнаваем, чтобы продиктовано индивидуальным и очень серьезным  подходом к разным задачам, которые Лютославский перед собой ставил.

Я записал все сочинения Витольда Лютославского для оркестра. Это было хорошо принято в мире.

Лютославский всегда считал, что музыка является, прежде всего, МУЗЫКОЙ, невзирая на ее национальную принадлежность».


***

Среди почётных гостей вечера самый цвет польской интеллигенции –кинорежиссер Анджей Вайда и композитор Кшиштоф Пендерецкий, коллега и друг Витольда Лютославского.


КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ:

«Мы с ним очень дружили. В определенном периоде он был для меня гуру. У нас разница в возрасте была, ему 40, а мне 20. Он был уже известным в то время композитором. В начале 1950-х гг. он писал неоклассическую музыку, очень отличающуюся от той, которая сегодня звучала в юбилейном концерте. Я же был авангардистом еще в те годы, так что особенно его музыка меня и не интересовала.  И лишь позже, когда мы вместе начали писать произведения для «Варшавской осени», Витольд внезапно изменил свой композиторский стиль. Перед этим он писал неоклассическую, тональную музыку, пусть и немного хроматизированную. Я же по-настоящему заинтересовался его музыкой в конце 1960-х – начале 1970-х гг.

Со временем он абсолютно изменил свое лицо, но я высоко ценю и его ранние сочинения, в частности Концерт для оркестра  - знаменитое и прекрасно написанное сочинение, в котором преобладают польские фольклорные элементы.  Витольда волновало народное творчество своей страны. Однако Лютославский не оказал никакого влияния на мою музыку, я приверженец алеаторики. Но мне особенно приятно, что Витольд сделал такую же композиторскую карьеру и стал национальным героем Польши, как и его предшественники – Фридерик Шопен и Кароль Шимановский».

*** 

Во время антракта в фойе Филармонии открылась фотовыставка из архивов Общества В.Лютославского.

Наряду с премьерой оркестрового произведения «Состенуто» современного польского композитора Павла Шиманского в концерте прозвучали сочинения Витольда Лютославского – Третья симфония (посвящена Г.Шолти и Чикагскому симфоническому оркестру), Партита и «Chain 2» для скрипки с оркестром – оба сочинения посвящены Анне-Софи Муттер (Германия).

Сам композитор считал ее уникальной скрипачкой.

«Каждая ее фраза, - замечает Витольд Лютославский,- наполнена глубоким смыслом. Она играет мою Партиту. Казалось бы, все ноты мне известны, я сам их написал. И, тем не менее, я не мог вообразить, что при жизни мне доведётся услышать столь совершенное исполнение своей музыки. Возможности Анне-Софи колоссальны – её игра то созерцательна, словно «очищена» от всяких эмоций, то очень интенсивна и нервна, с острыми вспышками звуковой энергии. Скорее всего, музыка для Анне-Софи Муттер то же самое, что и для меня: богатый, самодостаточный мир».

Пожалуй, эти слова Витольда Лютославского актуальны и сегодня, и как нельзя лучше подтверждают чарующее исполнение Анне-Софи Муттер Партиты и «Chain 2» для скрипки с оркестром.


АННЕ-СОФИ МУТТЕР: 

«Музыка Лютославского прекрасно структурирована и в ней есть замечательный баланс между точным композиторским расчетом и глубоким эмоциональным содержанием, которое имеет в том числе и автобиографический характер – вспомним хотя бы такой трагическую потерю отца в раннем возрасте. Это сочетание интеллектуального и эмоционального начал в их высших проявлениях, которое встречается в великих произведениях, делает музыку Лютославского уникальной.

Очень важно, что он всегда точно выражал свои намерения в музыке, что делает его стиль кристально ясным. Иногда он был несколько робким во время дирижирования.

Лютославский был очень скромен и, я уверена, не считал себя великим композитором, каким был на самом деле. Он полагал, что должен просто честно делать свое дело. Это показывает, сколь он был благороден.

Почти каждый год я играю его музыку. В прошлом сезоне в преддверии юбилея я исполняла Партиту в сольном варианте, в нынешнем сезоне подготовила ее оркестровую версию вместе с «Симфония Варсовия». У нас будет совместное европейское турне, а потом я буду исполнять Партиту на моих гастролях на Дальнем Востоке. 100-летие композитора - это важный и прекрасный момент для того, чтобы заново собрать его музыку воедино и сфокусировать внимание музыкального мира на такой крупнейшей фигуре, как Витольд Лютославский».

***

Послесловие

Добавлю, что марафон концертных событий года Лютославского в Польше и других странах мира продолжается. Известно, что в нашей стране запланированы концерты в Санкт-Петербурге, благодаря содействию и инициативе Польского института в Санкт-Петербурге.  Они пройдут в феврале, и в программе будет звучать музыка Витольда Лютославского.

Радиостанция «Орфей» выражает особую признательность и благодарность директору Института Адама Мицкевича Павлу Поторочину и модератору проекта Александру Ласковскому за возможность освещения событий и участие в культурных днях года Лютославского в Польше.

Виктор Александров, Варшава (Польша), радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей