Концертный сезон 2012/2013 для  Московского международного Дома музыки  - десятый, юбилейный. В гостях у Алексея Автандилова в студии радио «Орфей» побывала заместитель генерального директора Дома музыки Ольга Лякина, которая рассказала о праздничных торжествах в честь круглой даты, какие именитые гости своими выступлениями поздравили Дом музыки и какие музыкальные сюрпризы ещё ожидают москвичей...

 

А.А: Добрый день, дорогие друзья! Я с огромным удовольствием представляю вам нашу гостью - это заместитель генерального директора Московского международного Дома музыки Ольга Юрьевна Лякина.

О.Л: Добрый день.

А.А.: Прежде всего я поздравляю вас с праздником, юбилеем, с блестяще проведенным  юбилейным мероприятием. Но ведь, как известно, в России юбилей -  это дело долгое. Праздники праздновать можно очень долго, поэтому все еще у вас впереди. Давайте вспомним, что у вас было и чем вы нас порадуете в ближайшее время.

О.Л.: Спасибо за такие теплые слова в наш адрес. У нас не одно мероприятие, посвященное юбилею, а весь сезон юбилейный, который мы планировали очень долго. Старались подготовить неординарные программы, приезд интересных исполнителей и основной акцент мы хотели сделать на те фестивали, которые у нас постоянно проходят.

Безусловно фестивали отражают те акценты, главные постулаты, которые мы бы хотели сохранить в нашей репертуарной политике. Что касается первой половины юбилейного сезона - у нас выступали замечательные исполнители, как например, оперный певец Хуан Диего Флорес, который спел в канун нового года с маэстро Владимиром Спиваковым. А в начале декабря приезжал Максим Венгеров, выдающиеся джазовые музыканты, легендарный нью-йоркский камерный оркестр «Орфеус», у которого в этом сезоне тоже юбилей – 40-летие. Это один из лучших камерных оркестров мира. Они сыграли потрясающий концерт - это большая удача, для тех кто смог услышать их в концертном зале «вживую».

Кроме того, в конце декабря к нам приезжал не менее интересный английский коллектив «Age of  Enlightenment», что  в переводе означает «Век просвещения». Оркестр, который специализируется на музыке барокко, исполнил в Светлановском зале  ораторию Генделя «Мессия». Они привезли и хор, и оркестр, и солистов. Это было настоящее аутентичное исполнение - фактически редчайший случай, когда в эталонном звучании  в России можно было услышать эту знаменитую ораторию.

Немало сюрпризов уже было в этом сезоне, но мы готовим еще не менее  интересные программы, в том числе с участием звезд мировой оперы. В марте, например, приедут такие певцы как меццо-сопрано Анна Бонитатибус. К ней присоединятся  греческое сопрано  Мирто Папатанасиу и итальянский бас-баритон Роберто Скандьюцци. Это замечательные певцы – настоящие мастера бельканто.  

А.А.: Это все в ближайшее время?

О.Л.: Да это всё в ближайшее время – февраль, март.

А.А.: Наверно, стоит остановиться и на таком глобальном событии как Третий Рождественский фестиваль духовной музыки, который завершился недавно так триумфально.

О.Л.: Он прошел настолько удачно, что мы даже не ожидали. Во-первых,  было очень много зрителей в этом году. И очень приятно, что публика проявляет интерес к неизвестным коллективам, которые впервые приезжают в Россию. Вполне понятно, что если человек  хочет посвятить свой вечер культурной программе, то как правило ему хочется послушать что-то знакомое – то, что он уже знает, что это будет хорошо и интересно, он знает, что получит удовольствие. Гораздо сложнее уговорить себя на что-то новое, познакомиться с тем, чего ты никогда не слышал и даже представления не имеешь.

А.А.: А тут ведь что не возьми, всё были новинки.

О.Л.: Именно так. И это касается и иностранных коллективов, и российских хоров. В этом смысле  мы много внимания уделили испанскому хору мальчиков монастыря Монтсеррат. Это один из самых знаменитых коллективов Европы, история которого берет начало в 13 веке. Он уникален и тем, что представляет традицию одной из старейших хоровых церковных школ. Их выступление в Доме музыки - абсолютно ангельское пение именно с таким ощущением люди уходили с концерта. Думаю,  этот потрясающий концерт они запомнят надолго.

А.А.: И кульминацией всего стало, наверно,  закрытие фестиваля. Может быть, вы  подробнее расскажете об этом.

О.Л.: С этим концертом у нас случилась совершенно удивительная история. Мы долго думали над программой вечера, планировали включить в программу даже светские хоры, таким образом отойти от жесткой концепции,  которую пытались прежде всё-таки соблюдать. Помимо светских хоров Чайковского, Владимир Теодорович, который дирижировал закрытием, предложил исполнить сочинение патриарха Грузии Илии II, который пишет замечательную музыку.  На заключительном вечере фестиваля прозвучали три фрагмента из его сочинения и это совпало с приездом патриарха Грузии в рамках заранее запланированного визита. И случилось такое удивительное счастливое совпадение, что сам патриарх грузинский Илия II смог присутствовать на  этом  концерте. Это исполнение было посвящено ему. Более того,  он привез с собой патриарший хор Собора Святой Троицы в Тбилиси – главного кафедрального собора Грузинской православной церкви. Этот знаменитый хор нам удалось услышать в Москве. Это было такое 15-минутное незапланированное музыкальное поздравление от наших гостей. Это потрясающий музыкальный подарок в завершение фестиваля  для всех присутствовавших в зале. Мы очень надеемся, что в следующем году нам удастся организовать их сольный концерт в рамках нашего фестиваля.

А.А.: Конечно, надо вспомнить, что на закрытии звучала музыка нашего современника, точнее уже признанного классика Алемдара Караманова. 

О.Л.: Все ожидали, что это будет современная музыка. На самом деле это произведение никого не оставило равнодушным. Оно настолько яркое, образное, выразительное,  несет глубокий духовный заряд, который и должен быть в  духовной музыке. Все мы остались под очень большим впечатленим от этого исполнения.

Звучит фрагмент сочинения А. Караманова

А.А: У нас есть еще один интересный аудиофрагмент – это музыка святейшего патриарха Грузии Илии II

О.Л.: Да, вы знаете, в концерте прозвучали 3 фрагмента из сочинения патриарха Грузии Илии II. Это была российская премьера. С музыкальной точки зрения – это очень зрелая, мудрая, красивая музыка. Она понимается людьми и с точки зрения выразительности музыкального языка, и с точки зрения оркестровой партитуры. Знаете, написание музыки служителями церкви – это глубокая давняя традиция. Многие композиторы, особенно барочные, многие из которых служили в церкви, принимали сан -  писали музыку.  На мой взгляд, музыка и духовное служение неразделимы. Музыка является частью духовного порыва, который наиболее адекватно может быть выражен  именно в музыке. Именно глубину духовного начала, образность, идейность мыслей и содержания прекрасно может выразить этот вид искусства.

А.А.: Эта же традиция существовала и в дореволюционной России, потому что все руководители крупных церковных хоров были замечательными композиторами и писали музыку.

О.Л.: Да, безусловно, и она продолжена в наше время. Замечательные произведения пишет председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Волоколамский Иларион, который является одним из художественных руководителей Рождественского фестиваля духовной музыки. Его музыка нами тоже исполняется., в числе прозвучавших произведений крупномасштабные сочинения, такие как Stabat Mater, Рождественская оратория, например. Есть совершенно монументальные полотна, которые входят в репертуар многих коллективов.

А.А.: А что касается музыки святейшего патриарха Грузии, она написана исходя из церковного канона определенного или там есть элемент национальной музыки ?

О.Л.: Мне сложно судить о национальном элементе, но  она, безусловно, написана на основе канона, потому что там во всех частях присутствуют  канонические тексты. Мы исполняли также его сочинение Ave Maria, в которой партию соло спела солистка Большого театр Анна Аглатова. Это отдельное сочинение патриарха. Он был восхищен этим исполнением. В общем, все сложилось на этом фестивале и на этом концерте. По окончании вечера патриарх Грузии Илия II  сказал Владимиру Спивакову, что он великий музыкант. То как он услышал, исполнил, понял духовную  мысль этого сочинения – это потрясающе. 

Звучит фрагмент сочинения

А.А.: Давайте посмотрим немного вперед. Есть совершенно замечательные, уникальные вещи, о которых нельзя не сказать.

О.Л.: У нас много таких  концертов. Вообще в Доме музыки  проходит до 90 концертов в месяц в трех залах. Иногда даже больше, так как мы делаем в выходные дни специальные программы для детей. Мы стараемся предоставить возможность родителям сводить своих детей на концерты, театральные постановки.

А.А.: Между прочим, глядя на вашу афишу, я обратил внимание на разнообразие программ в каждом зале. Например, в театральном зале есть события буквально на любой вкус -  и джазовые концерты, и спектакли. Что касается детских программ, то особое внимание привлекла серия «Веселые уроки с Виолеттой Модестовной».

О.Л.: Да, у нас есть такой очень интересный персонаж. На самом деле история этого персонажа весьма интересна. Раскрою небольшой секрет - эту замечательную даму Виолетту Модестовну на самом деле зовут Светлана Степченко. Она концертмейстер альтовой группы Национального филармонического оркестра России, замечательный музыкант. Она несет очень благородную миссию, одна из немногих делает программы для детей, которые позволяют детям в игровой форме рассказать об азах музыкального искусства: познакомиться с разными жанрами, инструментами, научиться слушать и понимать музыку.  Ребенок  на этих встречах знакомится с инструментами, слушает их  тембры-голоса, как они  между собой «поют» темы, передают их друг дружке и уже с интересом наблюдает за процессом исполнения музыки. Для него это уже становится понятным и захватывающе увлекательным, а не чем-то непонятным.

А.А.: Если ничего не изменилось в расписании концертов Дома музыки, то ближайший урок с Виолеттой Модестовной состоится 9 февраля в Камерном зале. Есть еще одно событие, о котором мы должны сказать – это исполнение оратории «Сотворение мира» Йозефа Гайдна 8 февраля в Светлановском зале.

О.Л.: Мы уже давно планировали вернуть в наши программы кантатно-ораториальный жанр, чтобы представить сочинения, в исполнении которых заняты хор, оркестр, солисты, а в основе текстов библейские, мифологические или исторические сюжеты. И вот в юбилейном сезоне появился абонемент, который называется «Герои и легенды» и одна из исполняемых ораторий -  «Сотворение мира». Во-первых, потому что это одно из самых великих сочинений Гайдна. Это масштабное образное полотно.  Мы пригласили замечательного дирижера Хельмута Риллинга. Все кто любит классическую музыку знают его как замечательного уникального баховеда. Он выступал уже неоднократно в России, в том числе выступал у нас в рамках монофестиваля «Музыка И.С.Баха». Он создал Бах академию, он очень много занимался исследованием творчества Баха. Для нас Хельмут Риллинг -  эталон понимания и исполнения музыки Баха. Но на самом деле этим не ограничивается сфера его интересов как музыканта и дирижера. Он также замечательно исполняет Гайдна и всю немецкую музыку. 8 февраля на концерте в Доме музыки выступят солисты, которых он  пригласил – баритон Константин Вольф, тенор Бенджамин Бранс и сопрано Юлия София Вагнер. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и хор «Мастера хорового пения», с которым маэстро Хельмут Риллинг уже работал в Доме музыки на баховском фестивале исполняя «Страсти по Матфею». Он остался очень доволен этими коллективами, сказал, что всё прекрасно и музыканты понимают его и исполняют все именно так как он хочет. Поэтому мы решили продолжить этот творческий союз в новом репертуаре и предложили исполнить ораторию «Сотворение мира» Гайдна. Мы надеемся, что все сложится.

А.А.:  В афише ближайших событий представлены очень интересные мероприятия, среди них, например 6 февраля выступление «Цыганских виртуозов» чешского скрипача Павла Шпорцла  и польского ансамбля ROMANO STILO. Много поклонников этой музыки.

О.Л.: Да это правда. Это джазовый концерт.

А.А.: 14 февраля в День всех влюбленных в Доме музыки выступит замечательный австрийский дирижер Петер Гут, уже знакомый нашим зрителям и оркестр «Виртуозы Москвы». В программе прозучат сочинения Иоганна Штрауса и Астора Пьяццолы.  Что может быть лучше в такой день.

О.Л.: Это идеальная музыка для такого события, когда нужно получить хороший заряд от классической музыки, хорошее настроение.

А.А.: Самое замечательное, что вы умеете распределить все по интересам, у вас действительно любой человек может найти то, что ему интересно.

О.Л.: Конечно. Вы можете прийти в Театральный зал и увидеть танго-шоу, а в Камерном услышать джазовый концерт, например, с Фонографом бэндом под руководством Сергея Жилина. Вы увидите всё и сразу.

А.А.: К сожалению, время бежит так быстро. Так всё интересно то, что вы рассказываете, но увы время эфира заканчивается. Я думаю, что следует вспомнить еще об одном концерте,  я имею в виду вечер 9 февраля и приезд всемирно известного Пражского камерного оркестра.

О.Л: Вы знаете, до разговора о Пражском камерном оркестре я хотела бы сказать по поводу ближайшего события 2 февраля. Это премьера музыкально-литературной постановки, посвященной Марине Цветаевой в исполнении певицы Нины Шацкой и актрисы Ольги Кабо. Музыку для этого проекта писали молодые композиторы Дмитрий Селипанов и Алексей Моторкин. По сути этот проект - пример настоящего синтеза жанров -  чтецкого вечера и исполнения романсов, увертюр, других музыкальных композиций. Мы надеемся, что зритель получит удовольствие от этого вечера, потому что накал страстей, который раскрыт и в слове, и в музыке окажет соответствующее воздействие.

А.А.: Я хочу напомнить, что этот вечер -  продолжение серии, представляющей синтез слова и музыки. Такие проекты дают другое восприятие поэзии и музыки.

О.Л.: Этот концерт не просто отдельные романсы и стихи, это нечто другое, обладающее сквозной линией, сюжетом. Совершенно по другому выстроена образная сфера, драматургия вечера.

Возвращаясь к Пражскому оркестру, хотелось бы отметить, что в этом юбилейном сезоне мы решили, что привезем все лучшие камерные оркестры мира. Один из них – пражский. Этому коллективу более полувека, они продолжают европейские исполнительские традиции, где нет постоянного дирижера, а концертмейстеры, солисты могут одновременно быть и солистом, и дирижером. Это та самая распространенная форма музицирования, которая существовала еще в XVIII веке. Надо отметить, что в то время во многих придворных оркестрах Европы играли чешские музыканты. И сейчас они продолжают сохранять классические традиции оркестрового камерного музицирования. Эти традиции сохранились и в лоне таких коллективов как Пражский камерный оркестр.

А.А.: Некогда такие  традиции существовали даже и у нас. Вспомните персефманс в начале прошлого века. Сейчас это роскошный британский оркестр «Орфей», но все-таки их единицы. 

О.Л.: Это зависит и от солистов. Например, «Виртуозы Москвы» иногда представляют такие программы, которые не требуют дирижера,  в основном это музыка Баха, Моцарта, Гайдна. Есть также замечательный пианист Кристианс Закариас, который одновременно выступает  и в качестве дирижера, и солиста. Он будет выступать у нас в следующем сезоне.

А.А.: Кстати, в этом есть действительно своя прелесть, потому что каждый музыкант чувствует ответственность, и в таком исполнении он чувствует себя солистом, это действительно игра.

О.Л.: Безусловно. Это ансамбль солистов. Потому что каждый из этих музыкантов – это действительно великие музыканты.

А.А.: Ольга Юрьевна благодарю вас за сегодняшний приход. Я понимаю, что очень много интересного осталось за кадром, но, увы, время подходит к концу. Я хочу на прощание, чтобы мы послушали аудиофрагмент в исполнении ваших гостей, которые выступят 9 февраля – Пражский камерный оркестр.

Вернуться к списку новостей