На прошлой неделе в Москве состоялась премьера британской «чёрной» комедии «Sightseers» режиссера Бена Уитли (Ben Wheatley). На русский язык название фильма можно перевести как «Туристы», и было бы замечательно – вполне невинный заголовок, не лишенный (по крайней мере, с отсылкой на жанр), некой раззадоривающей зловещности. Однако российские прокатчики окрестили картину «Раз! Два! Три! Умри!», тем самым сбив всю интригу. Намеренный (и, надо отдать должное, изобретательный) замысел режиссера задать идиллически-безмятежный настрой в самом начале, «смазывается», поскольку российский зритель ничего хорошего от фильма уже не ожидает, или, как минимум, чувствует подвох.


В центре внимания самая обычная британская парочка из категории «middle class» в возрасте «далеко за тридцать» – тот самый период, когда многие одинокие и не состоявшиеся в семейной жизни люди переживают лютый душевный кризис, а в голову иной раз лезут всякие безумства. Крису (Стив Орам) и Тине (Элис Лоу), казалось бы, повезло – не особо привлекательные, изрядно уставшие и откровенно чудаковатые (кто из нас с годами не становится таким), они неожиданно находят друг друга на излете активной молодости, и готовы дорожить этим, чтобы вступить в следующую фазу жизни рука об руку. Однако баланс невероятно филигранен: приспосабливаться к «заскокам» партнера не так уж просто, как раньше (отчасти потому что хватает своих), а его неясное прошлое, которое к тому времени неминуемо нажито, терзает вопросами, то и дело ставя под сомнение хрупкую надежду на обретение второй половины.

Тем не менее, они уже три месяца вместе – незначительный срок, но уже достаточный для того, чтобы предпринять совместное путешествие по живописной северной английской провинции вдали от глаз пристрастного окружения (в лице неуравновешенной матери Тины). Крис мечтает познакомить возлюбленную со своим миром и сделать это по-своему – разъезжая по британским островам в любимом трейлере. В программе – активный культурный досуг (среди прочего Национальный музей трамваев, виадук в Рибблхэде, музей карандашей в Кесвике), ночевки в кемпинге и пикники на лоне природе. Всепоглощающая романтика и безраздельное погружение друг в друга!

Первый сбитый злосчастным трейлером человек, погибает как будто случайно. И ничего страшного, что буквально за пару часов до этого, на сделанное Крисом замечание по поводу брошенной в старинном трамвайчике бумажки от мороженого, он ответил всем известным «неприличным жестом». Тина, конечно, немного переживает из-за случившегося, но уже под вечер, обосновавшись на первый ночлег, забывает о досадном происшествии: Крис признается, что собирается писать книгу и видит в Тине свою музу. С тех самых пор, кажется, вдохновлять Криса становится для нее смыслом жизни, или, по крайней мере, нафантазированной гарантией прожить с ним до конца своих дней. На этой стезе она готова поддерживать любимого в любых начинаниях, даже, если речь идет о том, чтобы кого-нибудь «замочить».


Латентная аморальность героев развивается, как в добротном житейском хорроре, с жутковатой медлительностью и нарастанием, чередуясь с эпизодами «фургонной» страсти, экскурсионными выездами и новыми знакомствами. С каждым вновь порешенным случайным встречным сентиментальные образы Криса и Тины трансформируются до неузнаваемости, обнажая в них шальных социопатов: нездоровыми уже выглядят их одержимая сексуальная близость, обвороженные друг дружкой взгляды, любовь к миниатюрным собачкам, наконец, яростное увлечение Тины вязанием, которое поначалу воспринимается, как трогательная особенность ее «домашней» героини.

На то, что совершаемые злодеяния не лишены психотравмирующих подоплек, намекает эпизод с похищенным терьером, который напоминает Тине ее прежнего любимца Поппи, нелепо и трагически погибшего, напоровшись на вязальные спицы. Расправившись с очередной жертвой, безумные туристы, недолго мучаясь совестью, присваивают «осиротевшего» песика себе – в следующий раз с не менее циничным безразличием они разделят между собой «осиротевшие» бутерброды надоедливого путника.

Картина сделана живо, легко, остроумно и художественно деликатно. Режиссер Бен Уитли раскрывается как непревзойденный кинематографический рассказчик, непрестанно побуждающий зрителей гадать, что же произойдет в следующий момент. Ему же нельзя отказать и в стилистическом мастерстве: флэшбэк, иллюстрирующий горькую судьбу несчастного Поппи, решен с эффектностью классического гэга из немого кино, в то время как куда более шокирующие сцены убийств отличаются превосходной монтажной и операторской работой. Обаяние «Туристов» заключается в искусном сочетании натуралистичности и карикатурности, вдобавок ко всему – убедительные актерские работы опытных стендап-комиков Орама и Лоу и антуражный кантри-рок саундтрек («Tainted Love», «Season of the Witch» и др.) с авторскими интерлюдиями композитора Джима Уильямса, вписанный в макабрическое роуд-муви.


Заканчивается все тем, что герои чересчур увлекаются своими игрищами: Тина фанатично культивирует в себе образцовую музу, а Крис, разоблачая это, начинает манипулировать ее чувствами. Оказывается, для того чтобы убить, ему нужен повод, пусть даже если это выброшенный не в том месте фантик от мороженого, а за три дня с Тиной он совершил больше убийств, чем за прошедшие полгода. Концепция разрушена, Тина разжалована из муз в ведьмы, а Крис соскакивает – причем в прямом смысле этого слова…

Великолепный неожиданный финал, окончательно ставит зрителя в тупик, оставляя размышлять над вопросом, каков же был изначальный план, и кто кого в конечном итоге переиграл.

Из всех безумных они лучшие, но кто лучший из них двоих?..

Материал подготовила Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей