28 февраля, в Международный день эпоса «Калевала», Музыкальный театр Карелии (Петрозаводск) представит оригинальный проект – две оперы карельских композиторов: «Тростниковая свирель» Б. Напреева и «Три брата» Р. Пергамента.

Режиссер Владислав Капп, дирижер Сергей Иньков и художник Сергей Терентьев решили соединить народную и симфоническую музыку, хореографию и видеоинсталляцию. В представлении заняты солисты оперы, балет и оркестр Музыкального театра, исполнитель на народных инструментах Дмитрий Демин. Произведения прозвучат на русском языке.

В основе опер «Три брата» одного из основоположников карельского музыкального искусства Рувима Пергамента и «Тростниковая свирель» современного композитора Бориса Напреева - сказания карельского и финского народов.

Моноопера композитора, профессора Петрозаводской консерватории Бориса Напреева «Тростниковая свирель» («Ruokopilli») – это монолог женщины-крестьянки, рассказывающей о своей нелегкой судьбе. Прототип героини – ижорская сказительница и плакальщица Ларин Параске (Параскева Никитина, в замужестве Степанова, 1833-1904). Факты ее биографии, запечатленные в песнях, составили основу сюжетной канвы оперы (либретто Армаса Мишина). Это лишь небольшая часть из того наследия (несколько тысяч песен, причитаний, пословиц и загадок), которое финским фольклористам удалось записать с помощью крестьянки. «Тростниковая свирель» дважды была исполнена в Финляндии (в Турку и Йоэнсуу). В России она ставится впервые.

Повествование сказительницы предстоит передать исполнительнице роли Ларин Параске - Евгении Гудковой и Дмитрию Демину.

Первый председатель Союза композиторов Карелии Рувим Пергамент в своем творчестве часто обращался к карело-финскому фольклору. Наибольшую известность получили его симфоническая поэма «Айно» и комическая опера «Кумоха» (поставлена в Музыкальном театре в 1959 году). В отличие от них одноактная опера «Три брата» по мотивам эпоса «Калевала» (либретто Виктора Гудкова, основателя национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле») до сих пор не была представлена на сцене. Композитор задумал ее в 30-е годы, а закончил в 1949-м.

Главные герои, три брата-богатыря, борются за любовь прекрасной пленницы – дочери повелительницы северной страны, но отрекаются от чувства, которое грозит разрушить их дружбу.

Вернуться к списку новостей