14 и 15 февраля в Театральном центре им. Мейерхольда состоится премьера «Европеры № 3 & 4» Джона Кейджа в постановке художественного руководителя «Маленького мирового театра» Наталии Анастасьевой.

В спектакле заняты пианисты: Иван Соколов и Федор Амиров; солисты Петр Налич, Александр Стефанцов, а также начинающие певцы, студенты Академии Хорового Искусства им. Попова и Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).

Сценограф и художник по костюмам постановки – Александр Петлюра, видео-художник и сценограф – Ася Мухина.

Перед началом спектакля зрители с помощью разных ухищрений (от китайской Книги перемен «И-цзын» до компьютерной программы на ретро-машине IBM образца 1990 г.) определят уникальную партитуру для каждого участника действия.

Джон Милтон Кейдж (1912–1992) – американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ века. Родился 5 сентября 1912 г. в Лос-Анджелесе в семье изобретателя и журналистки. Первые уроки музыки получил у частных учителей и родственников. В 4-м классе начал заниматься игрой на фортепиано.

В 1930 г. ушел из колледжа; уехал в Европу, где прожил 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства: архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Здесь впервые услышал музыку Стравинского и Хиндемита, а также Баха, с которой не был знаком прежде. Посетил Францию, Германию, Испанию, Капри, Майорку, где начал сочинять. В первых опусах использовал  сложные математические формулы. В 1931 г. Вернулся в США. Читал лекции по современному искусству. В 1933 г. сосредоточился на музыке: среди его композиций были сочинения, основанные на 25-тоновом ряде. Начал учиться у Коуэлла, у Вайса, подрабатывая мытьем стен.

Шёнберг (в Калифорнии) предложил обучать его бесплатно, называя его «изобретателем», и Кейдж был его учеником два года. Большее влияние на композитора оказала восточная философия и дзен-буддизм. В 1935 г. женился на русской художнице Ксении Андреевне Кашеваровой, уроженке Аляски, дочери русского священника. Известен прежде всего трехчастной композицией «4′33″» (1952), во время исполнения которой не играется ни одного звука. Смысл в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку. Другое изобретение Кейджа – подготовленное (препарированное) фортепиано: между струн инструмента помещаются различные предметы – бумага, монетки, скрепки и т. д., что приводит к изменению звучания инструмента. Создал творческий метод, основанный на принципе случайного.

«Европеры» оказались последними сочинениями Джона Кейджа, где он обратился к новой, радикальной форме музыкального театра. В них воплотились художественные принципы дадаизма, сюрреализма, поп-арта, философские представления дзэн-буддизма и постмодернизма. Кейдж создал концепцию, а то, что увидит и услышит, зритель будет принципиально единичным, неповторимым явлением. 

Вернуться к списку новостей