В эти дни я нахожусь в Вене – самом сердце музыкальной Европы. Концертная афиша венского музыкального общества «Музикферайн» не устает изумлять звездными именами исполнителей и уникальными программами.

В то время как в Зальцбурге проходит традиционная «Неделя Моцарта» (Mozartwoche), приуроченная ко дню его рождения (ее в этом году возглавил Марк Минковски), Вена тоже не забыла о своем герое. 

27 января в день рождения великого Амадея на сцене легендарного Золотого зала «Музикферайна» играл Оркестр Эпохи Просвещения под управлением сэра Саймона РэттлаМузыканты только что вернулись из Зальцбурга в Вену, где также успели выступить с программой из поздних симфоний австрийского гения.

Британский оркестр Эпохи Просвещения (Orchestra of the Age of Enlightenment) по праву занимает одно из ведущих мест в мире среди коллективов, специализирующихся в области аутентичного исполнительства. Его стиль и звук неповторимы и узнаваемы с первых же нот.

С чем связано название коллектива? Эпоха Просвещения в Европе – яркий и впечатляющий период развития живописи, литературы и музыки с середины XVIII до начала XIX столетий. Творческое кредо оркестра – попытка приблизить нас к звучанию того времени, создать живую атмосферу музыкального прошлого. Все тридцать оркестрантов играют на подлинных инструментах эпохи (оригиналах и копиях), стараясь воспроизвести фразировку и манеру игры, какими они были еще при жизни Моцарта.

Известнейший коллектив существует уже больше двадцати лет и, подобно Венскому филармоническому оркестру, у него принципиально нет главного дирижера. Но среди знаменитых маэстро, постоянно сотрудничающих с оркестром – Иван Фишер, Франц Брюгген, сэр Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Марк Элдер и, конечно же, сэр Саймон Рэттл. Именно с ним сейчас оркестр Эпохи Просвещения проводит гастрольное турне по Европе.

В концертной программе - триада поздних симфоний В.А.Моцарта: №39 ми бемоль мажор, знаменитая Сороковая соль минор, и, наконец, венец симфонического наследия Моцарта – 41-я симфония до мажор «Юпитер».

Саймон Рэттл буквально вживался в каждый такт музыки, при этом смело разрушая стереотипы исполнительской традиции. Великие симфонии обрели второе дыхание, словно бы заново открываясь современному слушателю.

Маэстро Рэттл дирижировал всю программу наизусть. Его поразительно гибкие и властные жесты, харизматичная мимика – сверкающий взгляд в сочетании с милой и добродушной улыбкой – как бы заряжали исполнителей, ведомых волей и энергией дирижера.

После Вены оркестр Эпохи Просвещения и маэстро Саймона Рэттла уже ждут в Будапеште и Лондоне, где они также выступят с моцартовской программой.

Виктор Александров из Золотого зала Музикферайн, Вена (Австрия), специально для радио «Орфей»

Фото: http://www.oae.co.uk/

Вернуться к списку новостей