С 13 по 15 января в рубрике «Концертный зал Радио «Орфей» - специальный проект, посвященный 70-летию со дня рождения Мариса Янсонса.

Один из самых ярких и харизматичных дирижеров современности станет главной персоной нашего вечернего эфира. Вы услышите замечательные концерты маэстро со всемирно известными коллективами - Амстердамским Королевским оркестром Концертгебау и Симфоническим оркестром Баварского радио, художественным руководителем и главным дирижером которых он является.

А 14 января, в день юбилея Мариса Янсонса, вас ждет эксклюзивная беседа с выдающимся музыкантом, которая будет сопровождаться его уникальными записями, сделанными в разные годы с крупнейшими оркестрами мира.

Кроме того, в эфире радио «Орфей» - поздравления юбиляру от знаменитых российских музыкантов, его коллег и друзей.

 

Марис Янсонс. Фото предоставлено пресс-службой сайта Баварского Радио


 

Расписание фестивальных трансляций:

 

13 января, воскресенье, 20.00

Густав Малер – Симфония №2 До минор «Воскресение» для солистов, хора и оркестра.

Исполнители: Хор Нидерландского радио, Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау. Дирижер – Марис Янсонс. Солисты: Рикарда Мербет (сопрано), Бернарда Финк (меццо-сопрано).

Запись из зала Концертгебау, Амстердам (Нидерланды), от 4 декабря 2009 года.

 

14 января, понедельник, 20.00

Концерт при участии Заслуженного коллектива России Оркестра Санкт-Петербургской филармонии,  Филармонического оркестра Осло,  Питтсбургского симфонического оркестра, Лондонского филармонического оркестра, Берлинского филармонического оркестра,  Венского филармонического оркестра, Амстердамского Королевского оркестра Концертгебау и Симфонического оркестра Баварского радио. Дирижер – Марис Янсонс.

В программе: М. Мусоргский  - «Рассвет на Москве-реке», Вступление к опере «Хованщина»; С. Рахманинов – симфоническая поэма «Остров мёртвых»; Д. Шостакович – Симфония №9; Р. Щедрин - Концерт №1 для оркестра «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков - Испанское каприччио; Д. Энеску – Румынская рапсодия №1; К. Вайль - Сюита из оперы «Возвышение и падение города Махагони»; П. Чайковский – Панорама и Вальс из балета «Спящая красавица»; Р. Вагнер – Увертюра к опере «Риенци»; Р. Штраус – Сюита вальсов из оперы «Кавалер роз».

 

15 января, вторник, 20.00

«Еврорадио представляет»: Концерт Симфонического оркестра Баварского радио. Дирижер – Марис Янсонс. Солисты: Янин Янсен (скрипка), Юлиан Рахлин (альт). 

В программе произведения Л. Бетховена и К. Пендерецкого. 


 

Поздравления маэстро!

 

Александр Сладковский, Заслуженный артист России, главный дирижер Государственного симфонического оркестра республики Татарстан: Дорогой Марис Арвидович, я счастлив иметь возможность поздравить вас с круглой датой – вашим юбилеем! Ваш пример служения искусству – абсолютно беспрецедентен! Ваша любовь к музыке завораживает не только слушателей во всем мире, но и людей, которые имели возможность видеть вашу работу и вас не только за дирижерским пультом. Я счастлив, что могу причислить себя к когорте людей, которые имели счастье соприкоснуться с вашим творчеством непосредственно! Я от души поздравляю вас, и желаю быть сильным, таким же энергичным и светлым человеком! Дай Бог вам всего самого доброго! 

С невероятным уважением, Александр Сладковский. 



 

Алексей Огринчук, российский гобоист, солист Амстердамского Королевского оркестра Концертгебау: Я присоединяюсь ко всем многочисленным поздравлениям в адрес Мариса Арвидовича! Мы все его очень любим в Концертгебау – беру на себя смелость утверждать это, в том числе и от имени моих коллег. Маэстро Янсонс – это не только пример высочайшего профессионализма, подготовки настоящей, творческой, глубокой, действительно детальной работы с оркестром. Я вижу в нем определенную мудрость – мне кажется, это качество довольно редко встречается у современных музыкантов – тем приятнее и тем богаче мы чувствуем себя в каждый момент общения с ним как на сцене, так и вне сцены. Он – человек невероятно дружелюбный, открытый, с которым просто огромное удовольствие общаться в жизни и обмениваться творческим опытом в работе.

 

 

Андрей Борейко, главный дирижер Национального оркестра Бельгии и оркестра Тонхалле (Дюссельдорф):  Я хотел бы поздравить маэстро Мариса Арвидовича Янсонса с юбилеем! Эти цифры кажутся мне абсолютно невозможными и нереальными. Он для меня всегда молодой человек – в том, как он музицирует, как он двигается, как он говорит, как горят его глаза!.. С какой увлеченностью он занимается всем тем, чем он занимался в своей жизни! Когда я был в Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории, он как раз начинал там работать – это были его первые годы, у него были первые студенты. Я прекрасно помню то время, когда его студенты работали с оркестром, а мы все сидели и наблюдали, с каким азартом и с каким юношеским темпераментов он сам подходил к ним и показывал!

У меня с ним тоже связана одна история. Однажды в оркестре заболел ударник, и я сел играть на треугольнике – это была Увертюра к «Сороке-воровке» Россини. В одном месте там должен открыто звучать треугольник – всего пара ударов – казалось бы, чего там играть! Но это было страшно. И тут вдруг он выходит и говорит: «Сейчас я вам покажу, как это нужно играть». Доходит до того самого места – отдает мне несчастный треугольник, показывая, что я должен лишь слегка до него дотронуться. У меня все онемело от ужаса. Я помню, что он был очень недоволен – кто это там стоит. А когда узнал, что я будущий дирижер, казалось, стал недоволен еще больше. 

Марис Арвидович на Западе считается одним из самых крупных дирижеров современности, бесспорно. Я хочу пожелать ему долгих лет жизни, чтобы он берег себя, потому что он нужен всем нам! Мечтаю бывать на его концертах, хотя это редко случается, но, когда удается, это всегда большое событие!

 

 

Валерий Гергиев, Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра: Я хочу пожелать Марису Арвидовичу многолетних успехов! Я уверен, что у музыканта расцвет наступает не в детском и не в юношеском возрасте – это как вино, которое хуже с возрастом не становится. А что касается дирижеров, то это всецело доказано! Поэтому я желаю Марису творческого долголетия и человеческого счастья! Я очень рад тому, что мы дружим и имеем возможность несколько раз в году делить драгоценные часы общения друг с другом!

 

 

Василий Синайский, главный дирижер Большого театра России и Симфонического оркестра Мальмё (Швеция): Я считаю Мариса Янсонса не просто одним из самых ярких дирижеров современности, но, самое главное, очень серьезным музыкантом. Ведь, что должен делать дирижер – дирижер должен знать себя чуть больше, чем знает оркестр, чувствовать все немного обостреннее и быть очень вдумчивым и сосредоточенным человеком. Таков Марис, которого я знаю уже очень много лет. Он всегда был таким, и никогда не тратил своего времени попусту. С самых юных лет он был очень вдумчивым человеком и музыкантом, который хочет познать как можно больше. А поскольку музыка – это материя, которую невозможно изучить до конца, то на это уходит вся жизнь. Поэтому Марис, как человек, понимающий в разных стилях, играющий в разных манерах и интерпретациях, знающий все дирижирование, по-настоящему является ведущим музыкантом наших дней!

Я ему, конечно, желаю здоровья, чтобы он дирижировал столько, сколько ему хочется, и чтобы получал истинное удовольствие от сыгранных программ!

 

 

Владимир Федосеев, Народный артист СССР,  художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского: Я Мариса знаю давно: его труд и его стремления – все это сыграло на его прекрасные позиции в профессии – его уважают оркестры по всему миру! Я поздравляю его! Мы с ним очень близки, можно сказать, что мы даже дружим – я восхищаюсь его большим трудолюбием! А без трудолюбия, как известно, ничего не бывает!..

 

 

Денис Мацуев, Народный артист России, пианист: Уникальный музыкант с ленинградской школой. Человек, который абсолютно честен по отношению к музыке, абсолютно удивителен в любом репертуаре. Выдающаяся личность, мне посчастливилось с ним много работать. Для меня это романтик – человек, который всегда ищет новые подходы, новые интерпретации. Не каждый дирижер советует солистам – мы обычно беседуем с дирижерами об общей концепции исполнения произведения, а Марис зачастую предлагает очень интересные и всегда точные находки.

Я очень благодарен судьбе, что я с ним играл, и, надеюсь, буду играть. Желаю ему счастья и здоровья – всем нужно здоровье! А этот человек не бережет себя – он отдает себя на сцене всего, он сжигает себя! Каждый раз – для него нет послаблений ни на репетициях, ни на концертах! Этот человек бесстрашен!..

 

 

Родион Щедрин, Народный артист СССР, лауреат  Государственной премии России, композитор: Марис Янсонс в моей жизни сыграл огромную роль. Он один из тех единичных музыкантских товарищей, кто очень мне помогал в не самые легкие годы моей жизни. По его заказу я написал целый ряд сочинений – зная наперед, что это будет исполнено максимально блистательно, с огромной серьезностью и участием, и с гигантским талантом! Два своих сочинения я посвятил Марису – это «Диалоги с Шостаковичем» и «Лолита-серенада».

На сегодняшний день это один из самых великих дирижеров мира! Я бы хотел пожелать ему здоровья – мне кажется, он нуждается только в этом. Потому что он человек исключительных достоинств: благородства, аристократизма, верности в отношениях; каждая встреча с ним – и композиторская, и человеческая – для меня всегда огромная радость. Кроме того, он бесконечно любит музыку, и мне кажется, что и музыка любит его в ответ. Я знаю, как его обожают оркестры! Он – человек очень инициативный: все время у него появляются какие-то идеи. Я желаю ему оставаться таким же, какой он есть, и быть вместе со своей прекрасной женой Ириной, которая, как мне кажется, очень многое для него значит. Они очень подходят друг к другу. Желаю ему от всей души всего самого доброго! Хочу его обнять, и низкий поклон его супруге Ирине!..

 

 

Юрий Симонов, Народный артист СССР,  художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии:  Я хотел бы пожелать Марису Янсонсу жить и дирижировать как можно дольше! Потому что по-настоящему дирижер складывается где-то к пятидесяти годам, и самый расцвет его творческой деятельности приходится на период с пятидесяти до восьмидесяти лет, а дальше – это уже как Бог решит. Ну что же, дорогой Марис, помни наших великих педагогов – Николая Семеновича Рабиновича и Евгения Александровича Мравинского – наших наставников. Ты все делаешь правильно, идешь правильным путем! Здоровья! Подольше-подольше!..

 

 


 

Марис Янсонс стал обладателем премии имени Эрнста фон Сименса

Буквально на днях стало известно,   что Марис Янсонс стал обладателем престижной  награды в области академической музыки - имени Эрнста фон Сименса.

Премию Эрнста фон Сименса называют Нобелевской премией в музыке. Она составляет 250000 евро и присуждается ежегодно с 1974 года Баварской академией изящных искусств при поддержке Фонда Эрнста фон Сименса, который в этом году отмечает 40-летие со времени своего создания.

Премия будет вручена Марису Янсонсу 4 июня 2013 года в помещении Мюнхенского театра Prinzregententheater Президентом Баварской Академии Искусств. «Для любителей классической музыки в Баварии и во всем мире Вы подарок свыше. Вам удалось поднять на еще более высокий уровень авторитет хора и симфонического оркестра Баварского Радио. Благодарю Вас за это и желаю Вам здоровья, творческого удовлетворения и многих дальнейших лет совместной работы с музыкальными коллективами Баварского Радио» – отметил в своем поздравлении Марису Янсонсу Ульрих Вильгельм, Генеральный директор Баварского Радио.

По материалам: http://vonheuteaufmorgen.blogspot.fr/2013/01/2013-ernst-von-siemens-music-prize-goes.html

http://www.evs-musikstiftung.ch/
 
http://www.nmz.de/autoren/juan-martin-koch

Вернуться к списку новостей