История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.


После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников - они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла. В первой половине ХХ в. интерес к марионетке снова проснулся, наши кукольники снова овладели искусством управления самой сложной, но такой чудесной куклой.


Макдуф. Персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Макбет». Художники И.С. и Н.Я. Ефимовы. 1932 (слева) / Пушкин и негр. Театр Ефимовых (справа)

Притягательность кукольного действа манила крупных театральных деятелей. Известно, что о постановке кукольного спектакля мечтал К.С. Станиславский. Примерно в  1916 году он обратился с просьбой к Алексею Толстому написать пьесу для кукольного театра в духе «Петрушки». Эта мечта так и не стала реальностью.

Приблизительно в то же время созданием профессионального театра кукол занимались Ю. Слонимская и Ефимовы. Юлия Леонидовна Слонимская увлеклась историей театра кукол. Она тщательно изучала все связанное с театром кукол, ездила в Европу с целью посетить кукольные театры и музеи и, вернувшись в Петербург, создала вместе со своим мужем, режиссером Петром Павловичем Сазоновым, студию. Для первой постановки выбрана французская балаганная пьеса XVII века «Силы любви и волшебства». Перевел ее поэт Георгий Иванов. К работе над спектаклем были привлечены лучшие артистические силы Петрограда. Премьера состоялась в феврале 1916 года.

У студийцев не было своего помещения, поэтому приходилось пользоваться любезностью знакомых, предоставлявших свои залы для спектаклей. Но главное произошло - их театр был открыт, спектакли шли, но не регулярно. И уже готовили новую пьесу - средневековый французский фарс «Адвокат Патлен». А поэт Н. Гумилёв писал для театра «Гондолу» - драматическую поэму по мотивам скандинавских саг. Однако жизнь театра оказалась короткой: Ю. Слонимская и некоторые из студийцев эмигрировали вскоре после революции из России, и студия распалась.


Н.Я.Симонович-Ефимова с силуэтом И.И.Пущина к теневой постановке Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское, 1923   (слева) / Н.Я. Симонович-Ефимова с куклой Пушкин (справа)

В те же годы в Москве прокладывает дорогу к профессиональному театру Н.Я. Симонович-Ефимова (1877—1948). Нину Яковлевну с уверенностью можно назвать пионером советского театра кукол, ей и ее мужу Ивану Семеновичу Ефимову(1878—1959) принадлежит одно из самых почетных мест в этом направлении искусства. Когда холодной и голодной зимой 1918 года Театральный отдел Наркомпроса через газеты («Известия» и некоторые другие) и журнал «Искусство» обратился ко всем профессионалам и любителям, всем, у кого есть хоть какой-то опыт в работе с театральными куклами, кто так или иначе знаком с этим видом искусства, помочь в организации кукольных театров. Ефимовы сразу же откликнулись на это предложение, с головой уйдя в работу и сделав кукольный театр своим главным делом на протяжении долгих лет. Обращение появилось в печати 24 ноября 1918 года, а уже 10 декабря в Москве, в помещении бывшего театра миниатюр «У лукоморья» (Мамоновский переулок) состоялся первый спектакль первого советского театра кукол для детей. Художники Ефимовы показывали московским детям басни И.А.Крылова и сказки Г.-Х.Андерсена.

Театр кукол в Мамоновском переулке был создан по инициативе Н.И.Сац. В нем, помимо Ефимовых, взявших на себя устройство петрушечных и теневых спектаклей, существовала и марионеточная труппа, руководство которой было поручено знаменитому народному марионетисту А. П. Седову. В работе театра также принимали участие художники Фаворский, Истомин, Павлинов и поэт Корольков[1].


Есть еще знаковые для русского кукольного театра имена. Я назвала тех, кого считаю веховыми, а закончить свой звездный список хочу ученицей Сергея Владимировича Образцова Мартой Владимировной Цифринович[2]. Старшее поколение наших читателей помнит, какие колоритные образы создала эта талантливая артистка. Выступления Марты Цифринович были желанны и любимы зрителем. Мы видели ее миниатюры во многих телепередачах – «Голубой огонек», «Утренняя почта», «Артлото», «Музыкальный киоск» и др. Звездой эстрадных кукол, благодаря таланту Цифринович, стала Венера Михайловна Пустомельская. Эта выразительная кукла была создана талантливой художницей Е.Т. Беклешовой, а пластику, характер, душу, если можно так выразиться, в нее вдохнула Марта Владимировна. Венера Пустомельская – «кандидат околовсяческих наук», лектор, выступающий на любую тему, с наукообразной легкостью уверенно рассуждающий обо всем. Среди известных докладов Венеры Михайловны: «Любовь и борьба с ней», «Дети как объект воспитания детей», «Об опасности сексуальной контрреволюции», «Роль женщины в очеловечивании мужчины» и др.  Образ был настолько самодостаточным, что зрители часто адресовали свои письма не Цифринович, а прямо Венере Михайловне Пустомельской. Эта дама пришлась по вкусу и зарубежной публике. Свои псевдонаучные монологи она вела на 13 языках! Ее «лекции» охотно слушали в Венгрии, Польше, Болгарии, Норвегии, Люксембурге, Франции, Италии и Швейцарии. Венера Михайловна – характер ёмкий и легко узнаваемый, публицистически и сатирически заостренный. Как и традиционному герою народной кукольной комедии Петрушке, ей посчастливилось стать нарицательным кукольным персонажем.


Антиподом Венеры Михайловны была другая кукла Матрена Ивановна – простая, умная, проницательная старушка с острым языком. В номерах Цифринович она была колхозницей, дояркой, уборщицей в школе, в институте, в учреждении, и нередко «ассистенткой» у артистки-кукловода. Эту выразительную куклу тоже сделала Беклешова. Другая кукла Фриц тоже результат ее творческой работы. У Фрица интересная биография. Во времена Великой Отечественной войны немцев часто называли Фрицами или Гансами. Кукла Фриц жалкая, смешная и немного противная делится со зрителями своим горьким опытом. Текстом для публицистического номера послужила юмореска писателя-сатирика Яна Сашина «Бесплатная консультация», напечатанная в журнале «Крокодил». Предшественники или сказать точнее двойники этой куклы действительно побывали на войне. Дело в том, что сын Беклешовой артист-кукольник был членом военно-фронтовой бригады. На белорусском фронте во время коротких привалов развлекал товарищей-пехотинцев обличительными кукольными сценками с Фрицем и Гитлером. В 1943 году, после уничтожения кукол неприятельским артиллерийским обстрелом командование срочно отправило Бориса Беклешова в Москву за новыми куклами. Так высоко ценилась его работа. И Е. Т. Беклешова специально для фронта изготовила новых кукол.  Беклешова создала много кукол для Марты Владимировны. Помимо названных кукла Театральная куссирша, Обезьянка, Собака и ее щенки, Черчиль и др. Цифринович тоже придумывала и делала для своих выступлений куклы. Так, она полностью создала все образы для номера «Руки и шляпы» и «Мусорный человечек».


Вот актуальные сегодня строки одного из монологов артистки: «Небо, солнце, звезды, луна, сколько угодно еды и питья! Но что-же все-таки делать с душой художника и ее великим желанием не быть в одиночестве? А для этого из всех богатств мира нужен был только кусок серой глины и… великий, ни с чем не сравнимый талант – вдохнуть живую душу в глиняную куклу, похожую на человека <…> Так родилась первая заповедь для кукольных мастеров: не делай кукол из живых людей, а делай живых людей из кукол, а кукол из глины, дерева, проволоки, бумаги, из чего угодно – это твоё личное дело!».

Наш рассказ был бы неполным, если нет интересных данных о театральных костюмах. Поскольку своей историей и традициями кукольный театр тесно связан с народным кукольным театром, здесь, я надеюсь, уважаемый читатель приятно удивится материалу, приложенному ниже. Это фрагмент анализа вертепного спектакля «Смерть царя Ирода» с довольно подробным описанием костюмов действующих лиц. Текст был записан Н.Н. Виноградовым в начале XX века в районе Нижнего Новгорода:


«Представление для публики с пением и рассказами.

Действующие лица:

Царь Ирод (фигура его выше всех остальных кукол), в синей куртке, красных штанах и красной мантии; на голове - корона, через плечо - полоска золоченой бумаги в виде орденской ленты, грудь в крестах и медалях, в руке обнаженный меч.

Два Ангела в белой длинной одежде, украшенной полосками серебряной бумаги; за плечами крылья из перьев, в руках древесные ветви.

Три Царя. Два - в черных, один - в желтой куртке, в красных штанах, в голубых мантиях; на голове короны из серебряной бумаги, на груди кресты и медали (но меньше, чем у царя Ирода), в руках нечто неопределенной формы, долженствующее изображать, по словам хозяев театра, <злато, ливан и смирну>.

Пастушок в обыкновенной крестьянской одежде, в высокой шапке, в лапотках; кнут свит кольцом - через плечо, в руках большой пастуший рог и палка-посох.

При Пастушке (соединены с ним проволокой) две овечки - белая и черная с белыми пятнами.

Воины (числом шесть), трое в золоченых и трое в серебряных доспехах, в касках, с копьями и обнаженными саблями. Кроме того, по задней стенке театра, по сторонам трона царя Ирода стоят еще шесть неподвижных воинов, одетых точно так же.

Рахиль, одета в модное платье с пышными рукавами, юбка красная, кофта голубая, на шее бусы, простоволосая; в руках спеленатый ребенок.

Ксендз, в черной рясе, с очень большими рукавами; на голове красная шапочка вроде ермолки; в руках четки.

Смерть (вырезанный из картинки скелет, подклеенный на картон), в белом покрывале (саван), с косой в руках.

Черт, весь обшит черной овчиной; рот, нос, глаза и уши красные; с рогами и с хвостом.

Как мы видим, театр кукол имеет очень долгую и многообразную историю со своими взлётами и падениями, триумфом отдельных героев и их последующим забвением. Искусство кукольного театра живо и до сих пор.


Вертеп и вертепные куклы, Россия XIX в. 

В Части №33 я посетовала на то, что очень мало есть материалов, посвященных такой ёмкой  и увлекательной теме, как кукольный театр. Закончить этот цикл статей о кукольных театрах я бы хотела словами С.В. Образцова: «Если бы была создана история кукольного театра мира, она читалась бы как увлекательный исторический роман, в котором боги превращались в кукол, а куклы в богов. Куклам поклонялись и, предавая их анафеме, сжигали на кострах. Актеров, игравших куклами, презирали и ставили им памятники. Полиция и церковь запрещали куклам появляться на улицах. Поэты посвящали им стихи»[3].


В данной статье автор пользовалась следующей литературой:

1. Русское устное народное творчества. Аникин В.П.

2. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - «Нева», 2000 г.

3. «По ступенькам памяти» С.В. Образцов М., Время, 2002

4. Артистка Всероссийского гастрольного объединения - Марта Цифринович. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, 2009

5. Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. Мир энциклопедий Аванта+. М., 2006


Приложение: Из словаря театра кукол:

Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с русским и украинским вертепом и польской шопкой. В репертуар батлейки наряду с мистерией, рассказывающей о рождении Христа, входили и народная пьеса «Царь Максимилиан» и короткие интермедии: «Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.

Вайанг (ваянг) — общее название яванских кукольных представлений. Среди различных видов вайангов есть представления, разыгрываемые и теневыми куклами и тростевыми.

Вертеп — переносный театр кукол, в котором разыгрывались представления религиозного характера, связанные с темой рождения Христа. Как русский, так и украинский вертепы обычно имели два этажа: верхний — «рай» и нижний — «ад». В «раю» разыгрывались религиозные сцены, в «аду» — светские. Вертепные куклы передвигались по прорезям в полу вертепа. Кукольник, стоявший за стеной вертепа, водил их, держа за подставку. Вертеп родствен польской шопке (см.) и белорусской батлейке.

Витязь Ласло — герой венгерского театра кукол, появился во второй половине XIX века. Витязь Ласло — веселый парень, гуляка и храбрец, защитник всех притесняемых. Этот персонаж сохранился до наших дней в представлении народного венгерского кукольника Генрика Кеммени.

Гапит — короткая палка-трость, на которую насажена голова куклы. Гапит, снабженный простейшей механизацией, позволяет поворачивать и наклонять голову куклы. Если надо, к гапиту выводятся нитки, управляющие глазами и ртом куклы.

Гансвурст — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою — Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Гиньоль — герой французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Гиньоль по профессии ткач. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни рабочих Лиона. Это и привело к тому, что Гиньоль вытеснил с кукольной сцены старого Полишинеля (см.). В Лионе Гиньолю сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край ширмы или первый план ширмы (см.).

Даланг — актер-кукловод в яванском театре кукол. В его задачу входит только игра с куклами. Текст произносит находящийся рядом с далангом чтец.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой (см.).

Карагез (Черный глаз) — герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Кукла театральная — Все виды театральных кукол делятся на две большие группы: верховые куклы, которые находятся выше актера, управляющего ими, и низовые, которыми кукловоды управляют сверху (см. марионетка). Системы верховой куклы: простейшая — кукла перчаточная (см.), более сложные — тростевая кукла (см.), мимирующая (см.), механическая (см.)

Марионетка — кукла, управляемая с помощью нитей. Марионетка требует особого устройства сцены, так как актер находится сверху на специальном помосте, называемом тропой. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель), на которую собраны нити, идущие к различным частям «тела» куклы. Марионетка — наиболее сложная по технике управления театральная кукла. Ее конструкция обычно воспроизводит анатомию человека. Одна из особенностей театра марионеток — наличие настоящего, а не воображаемого пола, по которому передвигается кукла.

Механическая кукла — кукла, управляемая при помощи системы тяжей, проходящих по ее корпусу. Так делаются скачущие кони, марширующие в ногу солдаты, персонажи, взбирающиеся на дерево, и т. п. Часто механические куклы употребляются как дубли (см.).

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов: трикотина, резины (типа латекса) и т. п. Пальцы актера, находящиеся непосредственно в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Олеарий — С именем Олеария, секретаря голштинского посольства, связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси. В его книге о путешествии в Персию и Московию есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой. Рисунок датирован 1636 годом.

Панч — популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар — образец народного английского юмора и злой социальной сатиры.

Петрушка — герой русского народного театра кукол. Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году (см. Олеарий). Как внешний вид Петрушки — длинный нос и колпачок с кисточкой, — так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представлениях вместе с Петрушкой принимали участие и другие персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и т. д. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран. В первые годы революции Петрушка участвовал в кукольных спектаклях чаще всего агитационного характера. История сохранила имена двух крупнейших русских актеров, последних представителей народных кукольников: Александра Павловича Седова и Ивана Афиногеновича Зайцева. Зайцев был первым советским кукольником, удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР.

Пищик — простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Полишинель — герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским Пульчинеллой, но Полишинель обзавелся двумя горбами — спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру— весельчак и немножко циник.

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии дель арте. Родившись на «человеческой» сцене, перекочевал в театр кукол. Наиболее приметная черта Пульчинеллы — черная маска.

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит народный характер. В Европе театр теней появился в XIX веке, но особого распространения не получил. Основоположниками театра теней в России были художники-кукольники Н.Я. и И.С. Ефимовы.

Тростевая кукла — эта кукла имеет еще одно, гораздо менее распространенное название — яванская. Второе название говорит о месте ее рождения — на острове Ява (Индонезия). Руки куклы управляются специальными палками — тростями. Принятое у нас название — тростевая — указывает на способ ее вождения. Трости бывают деревянные и металлические. В индонезийском театре трости покрывались позолотой. В современных театрах трости часто маскируются в одежде кукол.

Чистая перемена — смена декоративного оформления, происходящая на глазах у зрителя. «Чистая перемена» должна проходить быстро и ритмично. Она требует специальной режиссуры, так как является частью театрального действия.

Шарманка — старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок. Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской», «Маруся отравилась».

Шопка — этот вид народного кукольного театра появился в Польше примерно в XVI веке (точная дата не установлена). Наибольшую популярность шопка приобрела в XVIII и XIX веках. Как и для русского вертепа (см.), наиболее характерной чертой ее является сочетание в представлении сцен религиозного содержания с народными интермедиями. Внешний вид шопок при всем их разнообразии напоминает архитектуру костелов. Впоследствии шопка перестает быть сценой кукольного театра и сохраняет значение как произведение народного искусства. До настоящего времени в Кракове устраиваются выставки шопок, изготовленных жителями города.



[1] Из предисловия А.Ф. Некрыловой к книге «Народный театр» издания 1980 г. 

[2] Марта Владимировна Цифринович родилась в Москве 19 июля 1924 г. В 1946 г. окончила Республиканские курсы режиссеров и художников театра кукол под руководством С.В. Образцова. Имеет много наград, среди них медаль Российской Академии художеств «Достойному».

[3] С. Образцов. Люди и куклы. Журнал «Кругозор». 1965.

Вернуться к списку новостей