Оперу по нашумевшему в 80-е годы роману Владимира Орлова написал почти через 30 лет композитор Александр Чайковский специально для Московского камерного музыкального театра и посвятил ее другому известному альтисту -  Юрию Башмету. Хотя на самом деле у писателя были совсем иные прообразы – от Баха до Грота и Толпыго. И потом Юрию Абрамовичу пришлось еще долго развенчивать созданный вокруг его имени миф. Орлов в своём романе позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о сочинении заговорили, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова во второй половине ХХ века.

"Альтист Данилов". Источник фото: http://opera-pokrovsky.livejournal.com

Композитор сам написал либретто, убрав многие линии романа. Но все равно получился очень пестрый калейдоскоп картин – их всего 16. Еще больше персонажей – около 20, и главный герой просто тонет в их окружении, имея лишь один законченный вокальный номер, да и тот вставной – арию про корриду. Зато очень много джазовых стилизаций, тоже не особо связанных с основной линией сюжета – Художник и Общество, которая, кстати, озвучивается без музыки, простой разговорной речью. Впрочем, на это у автора есть своя специфическая точка зрения.


"Альтист Данилов". Источник фото: http://opera-pokrovsky.livejournal.com

Отсутствие прочной музыкально-драматургической концепции у композитора отразилось и на постановке режиссера Михаила Кислярова. Здесь он использовал весь свой богатый арсенал сценических приемов и эффектов, уже известных по его прежним работам. Но им также не хватает цельности, обобщенности и взаимосвязанности. Идея непрерывной репетиции оркестра, начинающей оба акта, очень быстро исчерпывается и затухает. От нее остается только единственное в опере соло альта как главная связующая нить, напоминающая о названии спектакля и о его адресате.

Подробнее слушайте в прикреплённом аудиофайле:

Материал Анатолия Лысенкова специально для радиостанции "Орфей"

 

Вернуться к списку новостей