В Большом зале Московской консерватории в воскресенье, 25 ноября, с триумфом прошел концерт одного из лучших итальянских коллективов современности - Миланского оркестра La Verdi.

Оркестр выступает в Москве и Санкт-Петербурге в рамках программы «Итальянское совершенство сегодня». Кроме того, гастроли приурочены к 40-летию деятельности в России группы Интеза Санпаоло.

Перед началом концерта посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди вручил ректору Московской консерватории Александру Соколову орден Командора за заслуги перед Итальянской Республикой, а также зачитал слушателям послание президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано.

В своем ответном выступлении Александр Соколов отметил, что «Италия – страна музыки и появление итальянских музыкантов в Москве – это всегда событие, тем более, когда речь идет о Милане».

По словам Соколова, Миланский оркестр имени Джузеппе Верди представляет высокое искусство. Московская консерватория заключила договор о сотрудничестве с консерваторией Милана.

Особая романтическая атмосфера царила уже при входе в фойе Большого зала консерватории, куда стекались толпы зрителей. Публика могла насладиться изысканной коллекцией благоухающих ароматов из Флорентийской Парфюмерной мастерской.

За несколько дней до концерта в конференц-зале Нового корпуса консерватории состоялся специальный брифинг с участием российских и итальянских участников масштабной культурной акции.

Рубен Яис, художественный руководитель симфонического оркестра La Verdi: «Наш коллектив появился по воле русского музыканта Владимира Дельмана. Он хотел дать возможность молодым талантливым исполнителям раскрыться и начать свою деятельность в социальном аспекте и в этом социуме реализоваться. Действительно, средний возраст исполнителей в нашем оркестре – тридцать два года. Мы очень рассчитываем на то, что молодая энергетика поможет продвижению музыки во всем мире, прежде всего в социальном плане. После смерти маэстро Владимира Дельмана место главного дирижера оркестра занял Риккардо Шайи, который работал до 2005 года. С того времени началась новая веха в истории коллектива. Мы являемся первым оркестром, который единогласно избрал на место главного дирижера женщину. Ей стала китаянка Чжан Сянь. В рамках фонда Миланского симфонического оркестра и хора им. Джузеппе Верди у нас существует несколько проектов. Все они, естественно, направлены на популяризацию вокально-хорового искусства и музыкальной культуры, как в стране, так и за ее пределами. Это и специальные проекты для родителей, и образовательные программы для учащихся средней школы, Большой симфонический хор, хор юношей и мальчиков разного возраста, утренние музыкальные спектакли и другие проекты. Для нас очень важны выступления в самых разных учреждениях – от детских садов, школ, больниц до тюремных изоляторов, где мы стараемся создавать свои местные музыкальные коллективы – опять же стремясь изменить мир к лучшему под воздействием музыки. Таким образом, музыка встает на службу обществу. Она является неотъемлемой социальной поддержкой».

Значительный вклад в формирование и культивирование традиций звучания оркестра «La Verdi» внес известный итальянский дирижер Риккардо Шайи, проработавший с ним почти восемь лет. С миланским оркестром сотрудничали и другие выдающиеся дирижеры современности, в числе которых: Клаудио Аббадо, Владимир Юровский, Рудольф Баршай, Валерий Гергиев и многие другие.

С сезона 2009-10 гг. коллективом руководит китаянка Чжан Сянь. Сценической площадкой оркестра является миланский Концертный зал «Аудиториум». Там в течение сезона проходят свыше сорока симфонических программ.

В гастрольном турне по России за пультом оркестра La Verdi молодой харизматичный дирижер Ядер Беньямини. Уж кому, как ни ему знать специфику оркестрового саунда, ведь сам Ядер еще и солист, он играет на кларнете.

«Страсть к дирижированию всегда овладевала мной, – признается Ядер Беньямини, – я все время восхищался фанатичной дирижерской техникой маэстро Шайи».

Ядер Беньямини: «Моя история, может быть, необычная. Хотя, подобное нередко случается со многими музыкантами. Я играл на кларнете в этом оркестре. Иногда мне приходилось дирижировать, но немного. Однажды нашему дирижеру Чжан Сянь внезапно стало плохо. Меня буквально катапультировали на сцену, и мне пришлось дирижировать во время концерта оркестром La Verdi». 

В.А.: Ядер, Вам наверное, доводилось играть еще и с первым музыкальным руководителем коллектива Риккардо Шайи. Каким образом он повлиял на Вас как на дирижера? 

Ядер Беньямини: «Действительно, во время того, когда он был нашим дирижером, оркестр невероятно вырос и сформировался под его влиянием. У Риккардо Шайи очень красивые жесты, он очень харизматичный по натуре. Можно даже сказать, что некоторые жесты я у него украл. На самом деле, украсть харизму достаточно сложно. Поэтому что-то я перенял, но сам Шайи вложил очень много сил и лет жизни в этот миланский оркестр».

А еще Ядер Беньямини отметил, что звук миланского оркестра «La Verdi» отличается особой итальянской яркостью. Его можно сравнить с бриллиантом. 

В программе московского концерта Миланского оркестра им. Верди исключительно итальянская классика ХIХ и ХХ веков: произведения Джоаккино Россини, Николо Паганини, Джузеппе Верди и Отторино Респиги.

Программу вечера открыла бравурная увертюра Россини к опере «Вильгельм Телль», вслед за которой прозвучал Первый концерт для скрипки с оркестром Николо Паганини, солисткой выступила молодая темпераментная скрипачка Франческа Дего. Она играет на раритетной скрипке работы кремонского мастера Франческо Руджери.

На исполнительский стиль Дего, несомненно, повлиял один из ее главных педагогов, знаменитый скрипач Сальваторе Аккардо. Он признан одним из ярких интерпретаторов музыки Николо Паганини.

Франческа Дего признается, что испытывает любовь и привязанность к музыке итальянского чародея скрипки уже с юного возраста. А  Сальваторе Аккардо раскрыл ей секреты искусных приемов игры, свойственных невероятно сложным опусам Паганини.

Франческа Дего: «Я очень многому у него научилась. Нужно сказать, что Сальваторе Аккардо является на сегодняшний день самым большим специалистом по скрипичному творчеству Паганини. Он практически открыл Паганини современным скрипачам. Он заставляет разучить все произведения Паганини, чтобы хорошо его играть».

Франческа Дего – победительница многих престижных музыкальных состязаний. В 2008 году она завоевала престижную премию Паганини в Генуе. На лейбле Дойче Граммофон Франческа недавно записала 24 каприса Николо Паганини. Этот диск уже успел вызвать многочисленные отклики прессы.

В сложнейшем Первом концерте для скрипки с оркестром Николо Паганини Франческа Дего продемонстрировала целый арсенал технических возможностей своего инструмента: упоительные вибрато, мягкие трели, прозрачные флажолеты, удивительно ровная и певучая кантилена гармонировали с потрясающей артикуляцией, ясно выраженной в интеллектуальной игре итальянской скрипачки.

Концерт завершила изысканная по оркестровке симфоническая поэма Отторино Респиги «Пинии Рима», в которой итальянский мастер оркестра ярко запечатлел несколько пейзажных картин, отражающих итальянскую чудесную природу – сосны на фоне нескольких предместий столицы Италии. В финальной части «Пинии на Аппиевой дороге» Отторино Респиги живописует средствами оркестра видения античных славных побед. Священное шествие войск древнего Рима вдоль Аппиевой дороги, окруженных вековыми соснами, подчеркивает впечатляющая оркестровка. Действительно, в воображении зримо возникает колоритная процессия… 

Публика Большого зала консерватории приветствовала итальянских музыкантов шквалом оваций и никак не хотела отпускать гостей со сцены. 

27 ноября Миланский оркестр им. Верди ожидают в Санкт-Петербурге.Коллектив выступит под управлением Ядера Беньямини на сцене Белого зала академической капеллы им. Глинки.

Виктор Александров из БЗК, специально для радио «Орфей» 

Фото Рубена Яиса, Ядера Беньямини и Франчески Дего взяты с официального сайта Оркестра La Verdi - http://www.laverdi.org/

Вернуться к списку новостей