Эстонский национальный оркестр под управлением Неэме Ярви выступил в минувшую субботу в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Филармонии.

Прибалтийские музыканты уже второй раз в этом году на берегах Невы. Напомню, что в марте с эстонским коллективом в том же Большом зале филармонии музицировал Андрес Мустонен. И тогда это была впечатляющая программа из сочинений Софии Губайдулиной в рамках Великопостных концертов Академии православной музыки.

Спустя полгода музыканты вернулись в Петербург, только уже со своим главным дирижером. 

Сам Неэме Ярви выступал последний раз в Петербургской филармонии в 2005 году. С Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской филармонии он исполнял Балетные сюиты для оркестра Д.Д.Шостаковича. 

Неэми Ярви: «Петербургская филармония, ее уникальный зал – одно из любимейших мест в моей жизни, где я давал концерты.

Здесь судьба подарила мне встречи с такими мастерами, как Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг и Арвид Янсонс. Эта была настоящая кузница кадров. А еще вспоминаю свои студенческие годы, когда мне приходилось выстаивать часами нескончаемые очереди в летние белые ночи, чтобы попасть сюда на концерты именитых зарубежных дирижеров. В Большом зале мне посчастливилось услышать многие мировые оркестры, побывать на исторических премьерах сочинений Д.Шостаковича и С.Прокофьева. Свой Первый скрипичный концерт сам Шостакович скрупулезно репетировал здесь часами с Давидом Ойстрахом, и наблюдать за этим процессом было очень увлекательно! Прекрасное было время и самое главное – серьезное и неподдельное СЛУЖЕНИЕ музыке! Сегодня уже другая генерация. Незаметно сменились поколения, а музыка осталась. Я уверен, что филармонические слушатели принимают концерты с особым позитивным настроем и светлым настроем чувств, с искренней любовью к искусству».

Неэме Ярви проводит очередной концертный сезон с Эстонским национальным оркестром, не изменяя своим вкусовым пристрастиям. Программа, представленная в Петербурге, отличалась рафинированным вкусом и оригинальностью.

Своеобразной прелюдией вечера стал Торжественный коронационный марш П.И.Чайковского – помпезный панегирик на коронацию Александра III. Приподнятая торжественность, пышная оркестровка отличают эту гимническую пьесу Чайковского, которую Эстонский оркестр во главе с Неэме Ярви исполнил очень воодушевленно, с особой церемониальной тщательностью.

Ни одна из программ Неэме Ярви не обходится без сочинений эстонских композиторов. Диковинным реликтом петербургского турне таллиннских музыкантов стал редко исполняемый Первый концерт для фортепиано с оркестром эстонского композитора Артура Лемба. Являясь выпускником Петербургской консерватории, он синтезировал в своем творчестве наряду с национальным фольклором своей страны лучшие образцы русской музыкальной школы. Декоративный стиль письма Артура Лемба отсылает нас к эпическим страницам сочинений Лядова, Римского-Корсакова и Глазунова, с которыми ему доводилось тесно общаться в стенах прославленного петербургского вуза. Лемба был первым среди эстонских пианистов своего поколения, которому посчастливилось стать международным концертирующим музыкантом. И здесь надо вспомнить опять же Петербургскую консерваторию и его педагога по фортепиано, знаменитого Феликса Блуменфельда.

Музыкальный материал Первого концерта для фортепиано с оркестром Артура Лемба (соч.1910 года) отличает задушевная мелодическая лирика, отсылающая нас к лучшим страницам романтического инструментального концерта конца XIX – начала XX века.

Виртуозной игре молодого эстонского пианиста Микеля Пола были присущи особая графичность образов, рельефность и созерцательность мысли.

Знаменательным событием гастрольного вояжа Эстонского национального оркестра стало безупречное исполнение Пятой симфонии ре минор Дмитрия Шостаковича. Эту музыку артисты посвятили 75-летию со дня премьеры, которую в далеком 1937 году осуществил в Большом зале Ленинградской филармонии Евгений Мравинский.

Неэме Ярви хорошо помнит историю этого судьбоносного детища Шостаковича.

Неэми Ярви: «Чем больше играешь Шостаковича, тем явственнее ощущаешь гениальность этого человека. В Пятой симфонии столько горести и трагизма, отнюдь не победного ликования (что мы можем слышать в интерпретации Леонарда Бернастайна). Мравинский проживал эту музыку вместе со временем, тем обличительнее сегодня воспринимаются его видение многих сочинений Шостаковича. В Пятой симфонии очень много тревожных настроений, и даже в финале ты чувствуешь вот эту смертельную схватку, как будто тебя кто-то душит за горло. И спрятаться-то некуда. Страх все время настигает тебя, в каждом такте. Шостакович потрясающим образом умел выражать свои чувства на языке музыки, доступном немногим, поэтому и выживал…».

В интерпретации Неэме Ярви были подчеркнуты непоколебимое мужество и суровая статика. В игре музыкантов не наблюдалось излишнего пафоса и самовыражения – напротив, явственно ощущалось лихорадочное биение пульса времени, как грозное напоминание о суровом лихолетье, постигшем советскую страну. И эта гениальная музыка  Шостаковича завещана потомкам. Подобно лучу солнца, озаряющему человеческие надежды, прозвучал заключительный бис от Неэме Ярви и музыкантов Эстонского национального симфонического оркестра – Романс из музыки к кинофильму «Овод» Д.Шостаковича.

Несмотря на зияющие пустоты партера (очевидно, сказалась недостаточная реклама концерта), зал все равно был заполнен людьми, в том числе слушателями старшего поколения, которые хорошо знакомы с творчеством Неэме Ярви.

Петербургская публика приняла эстонского маэстро благосклонно, одарив его щедрыми овациями и букетами цветов. Неэми Ярви, в свою очередь, остался очень доволен своим ноябрьским визитом в Санкт-Петербург.

Виктор Александров, корреспондент радио «Орфей» (Санкт-Петербург)

Вернуться к списку новостей