Городок Лахти с населением около ста тысяч жителей находится всего в часе езды от Хельсинки и хорошо известен, прежде всего, как туристический центр зимних спортивных игр. Чудесная природа здешних мест впечатляет своей строгой красотой, хвойными лесами, голубыми озёрами и скалистыми берегами. Раскинувшееся на окраине города озеро Весиярви окружает Дворец Сибелиуса («Сибелиус холл») – уникальный образец деревянной архитектуры, где новое и старое переплетается в интересном альянсе.

После своего возведения в 2000 году «Сибелиус-холл» стал не только важнейшей достопримечательностью Лахти, но и заметным памятником современной архитектуры Финляндии. Инициатива строительства зала принадлежит Тоомасу Кинбергу, бывшему ректору музыкального института Лахти. С 1996 года, благодаря разрешению со стороны семьи композитора, залу было присвоено имя Сибелиуса. Ежегодно сюда приходят свыше одного миллиона человек.


В течение сезона в Концертном зале проходит около ста сорока концертов. Главная же гордость города - старейший оркестр Финляндии «Симфония Лахти». Коллективу уже больше ста лет. Он был основан в 1910 году, а в 1949-м обрел официальный статус и был передан в ведение муниципальных властей Лахти. 

Репертуар симфонического оркестра Лахти охватывает большой диапазон музыкальных эпох и стилей. Особое место, конечно же, уделяется музыке родного края: в первую очередь, опусам Яна Сибелиуса, Армаса Ярнефельта, Йоонаса Кокконена, Калеви Ахо и Эйноюхани Раутаваара.

За пультом Лахтинского оркестра в разные годы стояли выдающиеся финские деятели музыкальной культуры, среди которых: Осмо Вянскя, Юкка-Пекка Сарасте, которого с прошлого сезона сменил его коллега Окко Каму – музыкант, оказавший, также как и его современники, колоссальное влияние на развитие финской музыкальной культуры.

Итак, нынешний концертный сезон симфонического оркестра Лахти, продолжился выступлениями известных финских дирижеров. В октябре программу из сочинений Ю.Тиенсу, В.А.Моцарта и П.И.Чайковского предложил вниманию публики Ханну Линту, главный дирижер Филармонического оркестра Тампере (Финляндия).


Ханну Линту, фото: http://www.hannulintu.fi/

Ханну Линту – очень энергичный и волевой музыкант. Его властный жест, отточенность мысли и броские идеи всегда являются залогом достижения успешного художественного результата. Программу лахтинского концерта открыли «Три ложных воспоминания» для оркестра: Review («Рецензия»), Nostalgy («Ностальгия») и Trauma («Повреждение») современного финского композитора, клавесиниста   пианиста и дирижера Юкка Тиенсу. Жанр причудливых оркестровых зарисовок, созданных в 2008 году, сам автор обозначил как «морфозы».

Затем на сцене появился темпераментный молодой финский пианист Паавали Юмппанен, который безупречно и утонченно исполнил Концерт №21 для фортепиано с оркестром до мажор K.467 В.А.Моцарта. Финальным аккордом вечера стала Шестая «Патетическая» симфония си минор П.И.Чайковского.

Ханну Линту отчетливо выразил в своем видении трагического опуса психологическую драму переживаний современного художника, актуальных и в нашей сегодняшней жизни. Финский оркестр играл гениальную музыку П.И.Чайковского с глубокой выразительностью и предельным отчаянием.  

Один из следующих концертов «Sinfonia Lahti», прошедших на сцене «Сибелиус-холла», снова порадовал публику высоким творческим уровнем. Почетный гость коллектива, финский маэстро Юкка-Пекка Сарасте запланировал в своем графике лишь одно выступление в этом сезоне с оркестром Лахти. Программа оказалась весьма разнообразной  и привлекательной.


Юкка-Пекка Сарасте, фото: http://jukkapekkasaraste.com/

После колористического «Рассвета на Москве-реке» - вступления к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского, исполненного оркестром Лахти волшебным и сокровенным звуком, слушателей ожидала внезапная модуляция. Настроения мгновенно переключились в иную, почти полярную сферу – национальный армянский фольклор в Концерте для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.

Солистка – прибалтийская скрипачка, гостья из Риги Байба Скриде, – играла очень увлеченно. Виртуозные пассажи, томная кантилена и стремительный темп – все эти качества неизменно сочетались в яркой и вдохновенной игре солистки под чуткий и бережный аккомпанемент оркестра Лахти.

В интерпретации Ю.П.Сарасте Девятой «Большой» симфонии Франца Шуберта, которая продолжила концертную программу вечера, мне бы хотелось подчеркнуть особое романтическое звучание оркестра Лахти. Дирижер предельно бережно и, вместе с тем, рельефно очертил форму сочинения, тщательно выстроил ансамблевую линию голосов, пластичные звучания упоительных по красоте шубертовских фраз были сродни мягкой человеческой речи.

Виктор Александров, Лахти (Финляндия)

Вернуться к списку новостей