В начале ноября Филармоническое общество Санкт-Петербурга снова распахнуло двери самым передовым ценителям классической музыки. По сложившейся традиции в первую неделю ноября Петербург будет находиться во власти чарующих звуков «Серебряной Лиры».

Так называется Третий международный фестиваль камерного исполнительства, который открылся в минувшую субботу выступлением Шароун-ансамбля, ядро которого составляет октет солистов Берлинского филармонического оркестра. Коллектив был основан в 1983 году. Немецкие музыканты посвятили свою программу памяти недавно скончавшегося Ханса Вернера Хенце – выдающегося композитора и музыкального деятеля Германии.


Scharoun Ensemble / Фото с официального сайта ансамбля http://www.scharounensemble.de/

Неотъемлемым приоритетом концертной деятельности Шароун-ансамбля (названного в честь знаменитого немецкого архитектора Ганса Шароуна, создателя Берлинской филармонии) является сочетание традиций и современности. В обширном репертуаре коллектива произведения эпохи барокко, романтическая классика и опусы современных авторов. Среди композиторов-партнеров, связанных с творческой деятельностью ансамбля Берлинских филармоников: Дьердь Лигети, Пьер Булез, Ханс Вернер Хенце, Дьердь Куртаг, Вольфганг Рим, а также их последователи Йорг Видман  и Маттиас Пинчер. Наряду с активной концертной деятельностью музыканты Шароун-ансамбля ежегодно проводят собственный фестиваль камерной музыки в Церматте (Швейцария).

Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии стал ярким событием и украшением сезона. Почерк Шароун-ансамбля отличают особенная дисциплина игры, бережное внимание к звуку и артикуляции, наконец, безукоризненное следование авторскому стилю. Немецкие мастера исполнили произведения В.А.Моцарта, Х.В.Хенце и Ф.Шуберта, чей Октет для духовых фа мажор стал центральной частью концертного вечера.

Международный музыкальный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» по праву можно считать элитарным. Ему присущи строгий аристократический вкус, интеллигентность программ и высокий уровень исполнителей, которые приезжают в северную столицу из разных уголков мира. Кредо фестиваля – представление широкой публике всемирно известных камерных ансамблей, репрезентирующих различные национальные школы исполнительского искусства.

О концепции фестиваля «Серебряная лира», нынешней концертной программе форума рассказывает его художественный руководитель, президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Леонидович Березовский.


Борис Березовский, Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга / Фото с официального сайта Филармонического общества Санкт-Петербурга http://www.philharmsociety.spb.ru/

Борис Березовский: «Мы давно мечтали о таком фестивале, потому что камерной музыки в городе практически нет. А когда-то, в прежние времена, в Петербурге были выдающиеся камерные исполнители. Да и мы, люди старшего поколения, слушали приезжавших в камерном жанре довольно часто. Было что-то невероятное!

Я никогда не забуду Курта Зандерлинга в Большом зале филармонии – сам за клавесином и с камерным оркестром; Рудольф Баршай со Святославом Рихтером за роялем; Михаил Вайман и Филипп Хиршхорн в ансамбле с Марией Карандашовой; блистательные пианистки Тамара Фидлер и Софья Ватман с вокалистами – это были незабываемые концерты. А какие квартетные вечера – залы были полны! Все эти музыканты играли невероятно здорово! Попасть на их выступления в зал было равнозначно получению звания. А сегодня очень многие музыканты просто платят за аренду и получают зал. При этом планка качества сразу падает. А в камерном исполнительстве – как? Если меньше градус, то лучше бы артист не играл вообще. Ведь публика всегда чувствует искреннее исполнение, когда царит высокое мастерство. Это, безусловно, цепляет за душу. И мы назвали нашу «Серебряную Лиру» фестивалем не камерной музыки, а камерного исполнительства, подчеркивая, что именно это главное. Мы не диктуем исполнителям, что им играть. Прежде всего, мы задумали сделать такой фестиваль, в котором будут участвовать европейские камерные коллективы, как правило, которые впервые выступают в Петербурге. Что касается наших московских и петербургских ансамблей, то у нас мало музыкантов высокого уровня. Конечно же, мы очень переживаем  за это, но подтягиваем и собственных детей, которые раньше были стипендиатами. Например нашим стипендиатом был Мирослав Култышев - теперь он уже мэтр. В этом году приезжает скрипач Илья Грингольц, тоже наш стипендиат, великолепный скрипач. Он приезжает в составе интересного трио: Петр Лаул (ф-но, Россия), виолончелист Дмитрий Коузов из США и сам Илья Грингольц, который в настоящее время живет в Базеле (Швейцария).  Они встречаются у нас на фестивале и готовят шикарную программу. Помимо того Грингольц привозит еще и свой струнный квартет.

Один из лучших арфистов современности француз Ксавье де Метр выступит на закрытии нашего смотра вместе с барочным ансамблем из Германии. У этих музыкантов очень изысканная программа. Они великолепно играют инструментальные концерты Антонио Вивальди. Я ведь не принимаю барочную музыку, когда она звучит без наполнения эмоций. А эти музыканты вдруг неожиданно устанавливают потрясающий контакт друг с другом на сцене и просто творят чудеса: играют с таким напором и напряжением, ну страшно интересно! Рекомендую не пропустить этот концерт.

Вообще, мы мечтаем, чтобы у нас финальный концерт был не совсем обычным. Вот на первом фестивале выступали Игудесман и Джу (Igudesman & Joo). Это был маленький музыкальный кошмар в Большом зале Филармонии. Потом у нас был венский ансамбль Amarcord, артисты которого исполняли музыку в жанре crossover; выступал квартет им. Хуго Вольфа.

В следующем году мы ожидаем «Королевских певцов» из Великобритании: шесть парней так дивно поют, даже голова кругом идет! У нас много замыслов и желаний и главное, что они воплощаются в жизнь!» 

- А как возникло само название фестиваля «Серебряная Лира»? 

Борис Березовский: «Знаете, как было дело? Когда-то мы праздновали юбилей Гайдна – в Петербургской филармонии устраивали большой цикл концертов. В письмах Гайдна сочетание «серебряный свет» в отношении и применении к камерной музыке все время проскальзывает. А Гайдн для нас отец родной! Благодаря нему наше Филармоническое общество и организовалось. Это название мы и решили применить…»

Вслед за выступлением немецкого Шароун-ансамбля искушенная петербургская публика принимала еще одного нового гостя, на сей раз из Франции – пианиста Давида Фрэя. Несмотря на молодой возраст (музыканту чуть больше тридцати лет), Давид Фрэй уже успел зарекомендовать себя артистом крупного масштаба и высочайшего исполнительского мастерства. Его гибкие руки, особая пластика игры завораживают с первых минут игры.


Давид Фрэй (David Fray) / Фото со страницы пианиста в facebook: http://www.facebook.com/DavidFray.officciel

Давид Фрэй – выпускник старейшего музыкального вуза Франции: Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца. Он совершенствовался у известного французского пианиста и педагога Жака Рувье. Давид Фрэй является лауреатом престижных состязаний фортепианной музыки, обладателем почетных премий и музыкальных наград, среди которых звание «Молодой солист года» по версии Радио Франс, а также специальный приз на крупнейшем немецком фортепианном форуме в Руре.

В середине 2000-х годов маэстро Кристоф Эшенбах пригласил Давида Фрэя сыграть один из клавирных концертов И.С.Баха на Пасхальном фестивале им. Бетховена в Варшаве. С тех пор молодой пианист регулярно выступает с концертами: как солист, и с оркестром. Знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон (создатель фильмов о Гульде и Рихтере) уже успел запечатлеть на кадрах своей новой документальной хроники харизматичного Давида Фрэя.

В нашей стране Давид Фрэй гастролирует впервые. Тем дороже и сокровеннее для него выступать в Санкт-Петербурге на одной из лучших концертных сцен мира.

Давид Фрэй: «Я давно хотел побывать в этом городе, ведь он имеет славные музыкальные традиции, как, впрочем, и вся Россия. И я воспользовался этой возможностью, чтобы лучше узнать российские обычаи. Когда поступило приглашение от филармонического общества Санкт-Петербурга, я откликнулся на него с энтузиазмом. Я выбрал композиторов, музыку которых играю регулярно. Это Бах, Моцарт и Бетховен. Я хотел исполнить сочинения, которые являются неотъемлемой частью моего репертуара». 

- Как Вы концентрируетесь во время концерта? 

Давид Фрэй: «Когда находишься за инструментом, вокруг тебя возникает некое естественное пространство – ничего другого не существует. Необходимо предельно сконцентрироваться, чтобы вести слушателя до пункта назначения. Концерт для меня в каком-то смысле путь, который слушатель проделывает вместе со мной. В момент исполнения я думаю об очень конкретных вещах – прежде всего, о деталях, которые я должен подчеркнуть…»

Особую популярность вызывают интерпретации Давидом Фрэйем клавирных сочинений И.С.Баха. И здесь молодой французский пианист следует в русле исполнительских традиций Глена Гульда. Что-то схожее с канадским гением фортепиано есть и в осанке, и в особой аскетичной игре французского музыканта. Он выходит на сцену, демонстративно садится за рояль и мгновенно извлекает первые аккорды произведения, не обращая никакого внимания на реакцию зала. И, о чудо! Контакт исполнителя с публикой быстро налаживается. Образуется звенящая тишина, и лишь звуки рояля Давида Фрэя парят в пространстве Большого зала Петербургской филармонии.

Сидевшие со мной рядом пожилые дамы шепотом переговаривались: «Батюшки, да это же почти Гриша Соколов! Какие благородные звуки извлекает этот пылкий юноша,  а какая у него свободная левая рука…»

Да, действительно Фрэй очаровал петербуржцев и гостей города своей фантастической игрой и осмысленной программой. Наряду с Фантазией до минор В.А.Моцарта прозвучали в той же тональности Токката и Вторая партита для клавира И.С.Баха, вслед за которой в одноименном мажоре завершила программу вечера знаменитая 21-я Соната «Аврора» Людвига Ван Бетховена, эффектно и выразительно исполненная Давидом Фрэйем.

Третий международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная Лира» в Санкт-Петербурге продолжит выступление прославленного Словацкого камерного оркестра им. Богдана Вархала. Форум завершится 10 ноября концертом феерического арфиста из Франции Ксавье Де Метра и немецкого барочного ансамбля L`arte Del Mondo («Мир искусства»)  во главе с Вернером Эрхардом.

Виктор Александров, Санкт-Петербург (радио «Орфей»)

Вернуться к списку новостей