В сентябре 2012 году Московский международный Дом музыки торжественно открыл свой десятый - юбилейный - сезон роскошным выступлением звезды мировой оперной сцены Дмитрия Хворостовского. В гостях у Фаины Коган в студии радио «Орфей» побывала заместитель Генерального директора Дома музыки Ольга Лякина, которая рассказала о том, что было сделано и достигнуто за эти десять лет. Предлагаем эту беседу вашему вниманию...


Ф.К.: Добрый день, уважаемые слушатели. Приветствую всех тех, кто присоединился к нам в эти минуты. С вами Фаина Коган. И сейчас  я хочу вас познакомить с моей гостьей. У нас  в гостях  Заместитель генерального директора  Московского международного Дома музыки по вопросам координации и планирования концертной деятельности – Лякина Ольга Юрьевна.

О.Л.: Добрый день.

Ф.К.:  Большое спасибо, что Вы нашли время прийти к нам. Я понимаю,  сколь Вы заняты, у Дома музыки в этом году юбилей 10-летие. Позвольте мне сразу сделать комплимент вашему Дому, который стал домом для нас для многих. Когда он был построен, мы были настроены несколько скептично – далеко, неудобно, ходили-думали. Как это будет,  привыкнем - не привыкнем. Теперь, я вам скажу честно, поскольку я люблю концерты, невозможно себе даже помыслить Москву без Московского международного Дома музыки. Десять лет – это юбилей очень хороший, симпатичный. Расскажите, что вам удалось сделать, что у Вас интересное в этом сезоне, что будет в будущем.

О.Л.: Во-первых, спасибо за такие теплые слова. Мы всегда очень ценим, когда работа, которую мы делаем для наших дорогих зрителей, для наших слушателей оценена и когда эти концерты действительно приносят удовольствие, счастье радость людям. Конечно, десять лет прошли в трудах, и трудах достаточно сложных, потому что, прежде всего, надо было найти свое место, найти свою нишу с точки зрения жанров, концепции, с точки зрения развития.  Понять, что необходимо московскому зрителю: чего хватает, чего не хватает. Конечно, мы провели, надеемся, достаточно большую работу за эти десять лет. И определили свой круг зрителей, которые ходят именно в Дом музыки. И здесь мы можем сказать, что к десятому юбилейному сезону, который уже наступил и начался – 25 сентября состоялось официальное открытие – выступил Дмитрий Хворостовский

Ф.К.:  Да, не все залы могут себе позволить такое открытие как вы.

О.Л.: Да, мы очень постарались, честно скажу. Конечно, мы сформулировали свое направление – мы мультижанровый центр. Конечно, наш приоритет – классическая музыка, безусловно: лучшие оркестры, солисты, дирижеры. Лучшие,  кто есть в мире –  мы стараемся их пригласить к нам.

Ф.К.:  И вам это удается, надо сказать. Тех, кто выступает у вас, бывает можно услышать только у вас.

О.Л.: Да. Когда был построен Дом музыки, свой первый сезон мы открыли в 2003 году, и, естественно, что классическую музыку на тот момент представляли такие прославленные залы как Концертный зал Чайковского и Большой зал Московской консерватории. Знаменитые и прославленные залы, безусловно, с большими и долгими традициями. Поэтому нам надо было занять свое место и мы его в общем в эти годы искали. Это знаете похоже на то, как в течение десяти лет происходит становление ребенка – состояние детского возраста, потом пошли в детский сад, начали думать, что интересное предложить. Рождались интересные фестивали, интересные абонементы, новые подходы.

Но, безусловно, наша миссия в том, что мы хотели познакомить зрителей с европейскими, американскими, азиатскими музыкантами. Пригласить и представить их, открыть как бы двери,  потому что  на мой взгляд в конце 1990-х - начале 2000-х на отечественной сцене не было такого количества иностранных музыкантов, не было такого  творческого общения российских музыкантов с иностранными, не было таких интересных творческих союзов в большом количестве как мы сейчас имеем. И  я очень надеюсь,  что мы  тоже повлияли на эту тенденцию. Сейчас приезжают не только именитые солисты, такие как например, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, но другие музыканты реально высочайшего уровня. Такие пианисты как, например, Марк-Андре Амлен и другие.

Ф.К.:  Вы не представляете, я вас прерву… Слушала буквально «открыв рот» концерт с этим исполнителем. И не думала, что это произведет такое колоссальное впечатление. Фантастический пианист, как вам удается заполучать  таких гостей?

О.Л.: Это хорошо, на самом деле. Мы посмотрели, что происходило вокруг нас  в начале 2000-х годов. Во-первых, мы взяли, во многом благодаря Владимиру Теодоровичу Спивакову, который является Президентом Дома музыки, взяли  сначала из разных залов Европы их концертные сезоны и посмотрели, а кто у них выступает. Мы увидели там огромное количество музыкантов, творческих союзов, которые у нас в России не выступали. Поэтому мы приглашали таких людей как Джошуа Белл, Хилари Хан, Татьяна Васильева  – все они в основном играют за границей, а у нас, к сожалению, неизвестны. И поэтому наша задача – открыть эти замечательные  имена,  которые ныне находятся на вершине своей карьеры, в прекрасной музыкальной форме и могут стать настоящим откровением для наших зрителей и слушателей.

Ф.К.:   Это очень здорово, я думаю это как раз по вашей части. Я расскажу слушателям, что у Вас, слава Богу, хорошее профессиональное консерваторское образование. Поэтому вы очень  болеете за высокий класс исполнителей в жанре классической музыки. Хотя ваш Дом – действительно Дом для многих и для театральных проектов,  и для детских проектов. Поэтому все, что вы стараетесь делать - для вас важно, чтобы это был высокий класс и было интересно. И может быть именно поэтому к вам на концерты, простите, но просто «ломятся».

О.Л.:  Вы знаете да.  И  вот для примера, 21 октября у нас был зафиксирован такой показатель – мы запустили в продажу билеты и за 4 часа они были все скуплены.

Ф.К.:  Вот это да

О.Л.:  Мы сами даже удивились и поняли, вы знаете, что есть какие-то вершины, которые мы уже покорили.

Ф.К.:  Вы молодцы. Простите за неудобный вопрос, но, формируя ценовую политику, вы стараетесь учитывать интересы разных слоев населения? 

О.Л.:  Безусловно. На самом деле то, что говорят, что у нас дорогие билеты – это миф. Возможно, они у нас чуть дороже, чем в филармонии, но не на много. Практически всегда у нас в наличии есть билеты от 100 рублей, конечно,  за редким исключением.

К примеру, если люди хотят попасть на концерт Хворостовского за 100 рублей и очень удивляются, что у нас дорогие билеты…

Ф.К.:  Это смешно.

О.Л.:  Да. Понимаете, если приезжают  прославленные музыканты, мы поставлены в определенные финансовые и коммерческие рамки и эти вопросы никуда не исчезают.  Естественно, что цена билетов  регулируется с  учетом потребностей артистов, их гонораров, с учетом многих моментов, сопряженных с организацией концерта, ведь это все не просто так происходит. Организация концерта – это огромная предварительная работа. Для того чтобы запланировать сезон, мы работает за полтора-два года до того как. Сейчас у нас все даты до конца июня 2013 года расписаны во всех залах Дома музыки, там нет ничего. И примерно такая же ситуация у нас будет через месяц-полтора до конца 2014 года. Мы сейчас занимаемся таким перспективным  планированием.

Ф.К.:  Это нормально.

О.Л.:  Безусловно, это нормально. Поэтому, чтобы эти 45 минут или 1,5 часа состоялись, предварительно проходит огромная работа большого количества людей.

Ф.К.:  При планировании Вам приходится  учитывать, что идет на других площадках в это время или все связано с графиком исполнителей, у которых много своих нюансов?

О.Л.:  Мы стараемся сотрудничать с другими залами. И когда планируются какие-то крупные проекты,  с участием  звезд, которые  очень дорого стоят, то естественно, есть условия, при которых они  не могут приезжать в другие залы ранее, чем за полгода. Мы разговариваем с коллегами, опираясь преимущественно на график артистов.

Ф.К.:  Расскажите, какие интересные проекты намечаются в юбилейном сезоне.

О.Л.:  Во первых, мы не только мультижанровый центр, но и фестивальный. Наши основные приоритеты – это фестивали, потому что это  праздники и для музыкантов,  и слушателей вместе. Одно из направлений, которым мы гордимся – монофестивали одного композитора. Такие проекты проходили уже на наших сценах четыре раза, в этом году мы представим пятый проект. Это фестиваль, посвященный Рахманинову. В этом году исполняется 140- лет композитору, патриарху, олицетворяющему все русское, что есть у нас. Невозможно такой юбилей не отметить.

Еще один Фестиваль, который мы придумали и реализовали, благодаря поддержке московского патриархата Русской Православной Церкви – это Рождественский фестиваль духовной музыки. Он проходит ежегодно с 2011 года не в католическое рождество, а именно в православное, которое начинается после 7 января, а фестиваль начинается с 9 января. В этом году состоится уже Третий фестиваль духовной музыки. Он знаменателен тем, что здесь выступают коллективы, многие из которых выступают впервые в России. Многие из них представляют разные конфессии. В основе православная музыка, представленная в исполнении наших друзей из Греции,  Сербии, Болгарии. Так, к примеру, впервые приезжал потрясающий Византийский хор Ergastiri Psaltikis (Греция), сохраняющий в Афоне певческие традиции древнего афонского распева. Впервые приезжал также хор из Вестминстерского аббатства. В этом году впервые приедет Хор мальчиков  Хоровой школы монастыря Монтсеррат из Испании. Поэтому можно с уверенностью сказать, что участники этого проекта -  совершенно уникальные коллективы, которых можно послушать только у нас и только на этом фестивале.

Фестиваль проводится с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы ведем переговоры с Русской Православной Церкви,  некоторые коллективы они нам рекомендуют. Очень интересная программа получается в этом году на Третьем фестивале  -  среди участников семь хоров. В этом году впервые приедет Хор Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Это будет очень интересно. Также впервые в Москве выступит болгарский хор из Софии. Этот фестиваль уникален в своем роде – это летопись вообще духовной музыки.

Изначально музыка была просто поделена на духовную и народную, а потом в итоге появилась вся остальная музыка. Вот григорианский хорал, например, появился еще в IX веке,  и на этой основе стала развиваться духовная католическая музыка. Именно поэтому, конечно же, когда к нам приезжают сербы, которые поют песнопения с XI века или армянский хор Святого Эчмиадзина с песнопениями  XII века –  это все равно, что вы видите оригинал рафаэлевской Мадонны, например или что-то в этом духе, или роспись Сикстинской капеллы, но только «живьем», а не на картинке, как будто вы сами туда приехали. Конечно, здесь такие же шедевры. Представляете, 10 веков духовной музыки вы слышите здесь на фестивале в течение двух недель – разные композиторы, страны, традиции. Это исключительно уникальная возможность.

Ф.К.:  У вас вообще много чего уникального. Как вам удается договориться с теми, кто раньше к нам не приезжал?  Помимо того, надо отдать вам должное, вы открыли много имен, которые у нас никогда не выступали ранее. Москву без вас нельзя представить. Дом – это также резиденция для некоторых оркестров: Национальный филармонический оркестр России, «Русская филармония», «Виртуозы Москвы»;  Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова… Это дом и для нас, кто туда ходит.  мы все гости, желанные, званные, где нас ждет высокое искусство  на любой вкус.

Это греет душу  и меня лично как слушателя в том числе.

О.Л.:  Спасибо. Мы  правда прикладываем огромные усилия. Это часть нашей миссии, которую мы на себя возложили, для того чтобы элемент,  не хочу говорить высокопарно, но просвещения был.  Ведь культура – это часть образования, просвещения, мировоззрения, человека. Мы стараемся его расширять.  Поэтому одно из наших направлений – поддержка молодых исполнителей. Вы уже сказали о нашем фестивале, который скоро откроется, буквально через две недели. Мы им действительно гордимся.

Это наше детище, которое мы долго вынашивали – фестиваль «Русская фортепианная музыка».

Он, задуман, во-первых, чтобы дать возможность проявить себя молодым российским пианистам. Среди его участников  Александр Гаврилюк, Николай Токарев, Рустем Сайткулов, Вазген Вартанян, Александр Романовский, который потрясающе себя проявил на конкурсе Чайковского. Всем известные Николай Демиденко, Алексей Володин – это замечательные и прекрасные люди, которые выиграли массу всяких конкурсов в разных странах мира. Это потрясающие музыканты, которые станут, я уверена, музыкантами с большой буквами и войдут в ряд легенд XXI века.

Ф.К.:  Радостно, что именно вы их приглашаете. Добавлю, ради справедливости, что Алексей Володин – молодец,  в последний год - два  он стал чаще появляться в России.

О.Л.:  Потому что ему предлагают проекты, программы. Есть возможность сделать что-то интересное. Почему в этом смысле жанр фестиваля так важен? Они понимают, что выступают на фестивале, где есть интересная идея. Мы поставили задачу не только сыграть замечательные  концерты, которые все знают, но и произведения, которые в большинстве никто не знает – концерты Глазунова, Метнера.

Ф.К.: Давайте  прервемся и послушаем пьесу Мориса Равеля Альборада (Alborada del gracioso) в исполнении Алексея Володина и потом продолжим наш разговор. 

О.Л.:  Как я сказала ранее одно из главных направлений нашей деятельности, активно развивающееся  в настоящее время – поддержка молодых талантов. Мы приглашаем на наши фестивали молодых исполнителей,  привлекаем их к участию в оркестровых и симфонических концертах.  Мы предлагаем дирижерам и оркестрам привлечь молодых музыкантов в свои абонементы, приглашать молодых солистов.  У нас, например, очень много выступает молодых оперных певцов, в том числе тех, которые уже состоялись. Они очень много работали с Домом музыки, а некоторые начинали свою карьеру вместе с нами.  Например, такие замечательные певцы как Василий Ладюк, Дмитрий Корчак  начинали 8-10 лет  назад вместе с нами, выступали с Владимиром Спиваковым. И таких примеров можно назвать много. Сейчас есть целая программа, которую, например, развивает коллектив Владимира Теодоровича Национальный филармонический оркестр России.  У них существует  целая программа поддержки молодых певцов, есть стажерская группа. Но,  безусловно, для того чтобы люди научились воспринимали эту музыку, хотели узнать новые имена, эту публику надо подготовить. Мы знаем, что классическую музыку хорошо воспринимают, конечно, но все равно люди хотят зрелищ, чего-то необыкновенного, визуального. И мы пытаемся найти компромиссы.

У нас есть абонемент, который связан с видеоинсталляциями. Известный пианист и дирижер Витторио Брешиани привозит литографии к произведениям и благодаря использованию мультимедийной анимационной графики действующие лица на этих картинах «оживут». В абонементе два проекта – Гете и Данте на музыку Листа, Чайковского. Это очень интересно. Проект уже пользуется большим спросом. Много публики придет на него. И, безусловно, мы ищем что-то подобное, интересные совмещения. У нас в практике уже был удачный эксперимент. Вместе с оркестром «Русская филармония» мы представили такой проект как «Сказка в русской музыке» по картинам Билибина. У нас прозвучали замечательные три оперы – Сказка о царе Салтане, Золотой петушок и Конек- горбунок. Бы ли использованы эскизы  Билибина к книгам, декорациям и на их основе создан целый визуальный спектакль. Музыкальные фрагменты из опер – основные арии, дуэты, музыкальные картины. Был также и чтец, который читал текст Пушкина, для того чтобы зрителям разного возраста было понятно происходящее.  Очевидно, что ребенку невозможно сидеть и слушать 4 часа в концертном исполнении оперу Римского-Корсакова . Это достаточно тяжело: музыка сложная, нет декораций, костюмов. Все-таки, мы - концертный зал.  Но, мы нашли компромисс, который интересен и нам, и зрителям. В перспективе, мы планируем еще показывать этот проект.

Всё это тоже определенное воспитание. Надо показать детям, как это всё интересно -  классическая музыка, арии. Все органично сочетается  со стихами, поэзией Пушкина, красивыми декорациями.

Ф.К.:  Да, и этии дети вырастают и становят вашей публикой.

О.Л.:  Безусловно. Поэтому мы стараемся эту публику воспитывать. Для детей у нас представлено очень много программ. Если же говорить о воспитании публике в целом – это отдельная дорога, которую мы пытаемся прошагать. От совсем маленьких детей и  спектаклей с элементами музыки, чтобы им было интересно ходить и смотреть, чтобы они восприняли искусство в игровой форме; потом есть всевозможные постановки драматические, по сказкам, есть даже детские мюзиклы, которые пишет наш замечательный прекрасный композитор Алексей Рыбников, с которым мы очень дружны. Мне кажется «Буратино» и «Красную шапочку» все знают с детства. Безусловно, когда ребенок попадает на такой мюзикл, он потом и на оперу попадет и на балет детский пойдет. Ему все будет интересно, потому что он воспринимает все как праздник.

Ф.К.:  У такого ребенка уже есть слуховой опыт, потому что если водить ребенка с 3-4 лет на кукольные спектакли, то к 15 Чайковский станет для него родным.  

О.Л.:  Конечно. Поэтому мы и стараемся сделать эту программу для разных разных зрителей. Для более старшего возраста, для детей уже 11-12 лет у нас есть замечательный цикл, который ведет, например, Артем Варгафтик, который мы знаем, очень интересно может рассказать о музыке. С этого года у нас начался абонемент «Уроки музыки  с Виолеттой Модестовной».  Это интересный персонаж, дама, которая рассказывает об инструментах, истории их создания, как они звучат, какие композиторы и что для них писали. И, например, детям школьного возраста это может быть  интересно. В этом году президентский оркестр представил программу «Классики - детям». Серия также получила огромный успех. Мы стараемся показать какие существуют инструменты, как это все устроено.  В общем у нас порядка 70 абонементов в сезон из них  20-25 % детские серии.  

Ф.К.:  Это фактически треть программ.  

О.Л.:  Четверть точно детские. Все они идут в разных залах – Большом (Светлановском), Камерном, Театральном. Безусловно,  мы стараемся представить все жанры, виды концертов, постановок, которые мы можем охватить. У нас есть даже литературные встречи, которые также могут быть интересны.

Ф.К.:  Для  любого возраста, на любой вкус, любой жанр и стиль. Каждый может найти для себя, всё,  что ему захочется

О.Л.:  Это к нам. При этом мы стараемся искать что-то новое – жанры, новые интересные проекты. Надеюсь,  чем дальше мы будем развиваться, тем больше  будем предлагать всего новое и интересного.

Ф.К.:   А я надеюсь, что Вы будете регулярно приходить к нам и рассказывать, что нас ждет в ближайшее время, чтобы люди были ориентированы – куда пойти  в свободный вечер и куда повести не только себя, но и своего ребенка. Мне кажется, что это было бы здорово.

О.Л.:  Я думаю, что начать стоит с фестиваля «Русской фортепианной музыки». Я уверена, что зрители получат удовольствие  и от музыкантов, и от той музыки, которую они  будут исполнять.

Ф.К.:  Спасибо, что Вы к нам пришли. Ну и конечно, под занавес мы послушаем.  Прелюдия Шопена в исполнении Николая Демиденко, которого я, кстати, очень обожаю. Одного из лучших «шопенистов» среди музыкантов среднего поколения.

О.Л.:  Он также примет участие в  фестивале «Русской фортепианной музыки»

Ф.К.:  Успехов Вам, всех благ и ждем вас всегда у нас в эфире.

О.Л.:  Спасибо.

Вернуться к списку новостей