18 ноября в Большом зале консерватории Государственный камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина открывает свой персональный филармонический абонемент концертом памяти Рудольфа Баршая. Баршай создал Московский камерный оркестр, который уже в новой российской истории получил своё нынешнее название и статус государственного камерного оркестра. Именно в качестве основателя и многолетнего главы Московского камерного оркестра Баршай снискал мировую славу выдающегося дирижёра. Даже после отъезда Баршая на Запад, созданный им коллектив остался образцом стиля и исполнительского мастерства. Высокую планку задавал сам Баршай, блестяще владевший сразу несколькими музыкальными специальностями.

Он начинал свою карьеру как альтист, был одним из основателей квартета имени Бородина, выступал в составе квартета имени Чайковского, играл в ансамблях с Рихтером, Ойстрахом, Коганом, Менухиным, Гилельсом, Ростроповичем. В 1955 году Баршай создал первый в Советском Союзе камерный оркестр, которым руководил вплоть до отъезда из СССР.

В 1977 году Баршай эмигрировал на Запад, где работал с ведущими коллективами, среди которых Лондонский симфонический и Королевский филармонический оркестры, Венский филармонический, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Би-БИ-Си, оркестры Западногерманского радио и Баварского радио, симфонический оркестр Токио. Он возглавлял Израильский камерный оркестр, Ванкуверский симфонический оркестр.

Баршаем сделано множество переложений для камерного оркестра самой разной музыки, его по праву называют автором лучших переложений для камерного оркестра. Одними из его самых известных аранжировок стали переложение завершающей фуги из «Искусства фуги» И.С.Баха и финала Десятой симфонии Малера. Больше всего в качестве аранжировщика он обращался к И.С.Баху и Шостаковичу. Эти предпочтения маэстро учтены в программе-посвящении современного ГАКОР под управлением Алексея Уткина. Наследие И.С.Баха представлено в концерте си-бемоль минорной сюитой, в которой сольную партию гобоя исполнит Алексей Уткин, а флейты – Мария Чепурина.

Моцарт – также одно из важнейших пристрастий Баршая, который среди отечественных музыкантов считался одним из лучших интерпретаторов моцартовского стиля. В фортепианном концерте Моцарта будет солировать Валерий Гороховский. Одним из важнейших репертуарных предпочтений Баршая была музыка XX века. Он отважился исполнять негласно запрещённого в то время Стравинского, музыка которого открывает предстоящий концерт. Обращение к струнному концерту Стравинского, называемого «Базельским» символично – именно в Базеле 2 ноября 2010 года скончался Баршай. Со многими композиторами своего времени дирижёр был знаком лично, и подготовка премьерных сочинений становилась настоящим сотворчеством автора и исполнителя. Баршаю принадлежит заслуга в области пропагандирования музыки незаслуженно недооценённого Александра Локшина, с которым дирижёра связывала многолетняя дружба. Как и с Шостаковичем, под руководством которого Баршай изучал композицию, был первым исполнителем многих произведений композитора и автором целого ряда переложений его так называемых камерных симфоний - оркестровок струнных квартетов №1, 3, 4, 8, 10. После своего отъезда из Советского Союза и уже после смерти Шостаковича, Баршай записал с оркестром Западногерманского радио цикл всех его симфоний.

Вошедшая в программу нынешнего концерта памяти Баршая Камерная симфония – одно из самых часто исполняемых сочинений Шостаковича и едва ли не самое известное переложение Баршая. Однако, изначально эта музыка существовала лишь в виде партитуры для квартета. С разрешения композитора Баршай сделал оркестровку Восьмого квартета, представив его в таком виде на суд публики со своим Московским камерным оркестром. Переложение снискало невероятный успех у публики, одобрение композитора, который также добавил посвящение «памяти жертв фашизма и войны».

Вернуться к списку новостей