Один из шедевров мирового искусства «Пер Гюнт» – романтическая пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена с музыкой Эдварда Грига – стала специальным проектом Малеровского камерного оркестра, Эстонского филармонического хора под управлением выдающегося дирижера современности Марка Минковского.


Mahler Chamber Orchestra / Фото - Deniz Saylan / Источник - официальный сайт MCO http://www.mahler-chamber.de/


Концертные исполнения «Пер Гюнта» состоялись в начале октября в трех немецких городах: Эссене, Кельне и Дортмунде. Масштаб события определила, в первую очередь, высококлассная команда исполнителей: помимо маэстро Минковского и названных коллективов, в исполнении приняли участие норвежские вокалисты – Марианна Беата Килланд (Анитра), Йоханнес Вайзер (Пер Гюнт), Мари Эриксмоэн (Сольвейг), драматические актеры Санни Меллес и Тило Вернер.

Музыкальный руководитель проекта Марк Минковский отмечает, что бессмертная музыка «Пер Гюнта» Эдварда Грига, всегда находит в его душе живой и эмоциональный отклик. Несколько лет назад Марк Минковский представлял это сочинение на летнем Зальцбургском фестивале. Нынешнее исполнение с замечательными музыкантами Малеровского камерного оркестра для дирижера весьма почетно.

Марк Минковский: Я, как и многие мои коллеги, дирижировал оркестровые сюиты из «Пер Гюнта» - они прекрасны. Но до сих пор я исполнял их в отрыве от текста пьесы, номер за номером. Это было замечательно, однако отсутствие драматургического контекста в большой степени обедняло восприятие музыки. Но однажды я познакомился с французским драматургом Алэном Перру, который сотрудничает с фестивалем в Экс-Эн-Провансе, и он написал этот короткий текст – своего рода квинтэссенцию пьесы «Пер Гюнт». В соединении с этим текстом музыка кажется более подвижной и точной. Это шедевр Грига, которого я считаю романтическим гением не меньшего масштаба, чем Верди и Вагнер. «Пер Гюнт» – своего рода опера без слов, она просто изумительна». 

Главным и неизменным фактором для Грига в музыке «Пер Гюнта» остается неиссякаемый источник впечатлений и чувств, ведь «сочинение без эмоций, - как признавался сам композитор, - порождает сухую музыку».

В образе Пер Гюнта Григ нашел особое человеческое содержание, которое наиболее ярко передается в музыкальных номерах драмы Ибсена. Колорит оркестровых эпизодов подчеркивает рафинированная инструментовка. Особая экзотика, скандинавский фольклор, картины народного быта и фантастической природы запечатлены в волшебной музыке композитора. 

Малеровский камерный оркестр под чутким руководством Марка Минковского играл очень ровно и убедительно. Необычайная слаженность и внутренняя самоотдача артистов проявлялись в фантастической игре коллектива, где каждый из солистов, несомненно, являлся личностью, персоной.

Малеровский камерный оркестр, созданный в 1997 году патриархом дирижерской школы Клаудио Аббадо, по праву считается украшением музыкальной Европы. Кстати, большинство музыкантов оркестра составляют ядро знаменитого Люцернского фестивального оркестра, вдохновителем которого также является маэстро Аббадо. С искусством этого выдающегося коллектива слушатели «Орфея» имели возможность недавно соприкоснуться – наша радиостанция транслировала московский концерт швейцарского оркестра под управлением Клаудио Аббадо.

Сотрудничество Малеровского камерного оркестра с Марком Минковским - это настоящая кузница творчества. Репетиции и бесценные минуты общения музыкантов с Мастером оставляют неизгладимый след в истории оркестра.

Маэстро Минковский скрупулезно выстроил композицию музыкальной драмы Эдварда Грига, уделяя предельное внимание гибкости музыкальных фраз, драматическим контрастам партитуры, четкому взаимодействию хора, оркестра и солистов. Поэтическая жемчужина цикла – знаменитая Песня Сольвейг в проникновенной трактовке Мари Эриксмоэн стала тихой и светлой кульминацией незабываемого концерта. Хрупкая и нежная Мари Эриксмоэн создана для этой роли.

Мари Эриксмоэн: «Я очень люблю исполнять эту роль, потому что я выросла на этой пьесе с музыкой Грига, и песня Сольвейг – одна из первых песен, которую я спела в своей жизни. Исполнять ее с коллективом такого высочайшего уровня, как Малеровский камерный оркестр – особая честь, настоящий подарок. Я обожаю эту музыку, она как бы заполняет меня целиком, и она прекрасна». 

Концертное исполнение «Пер Гюнта» в Дортмундском Концертхаусе оставило яркие и живые впечатления у публики, которая награждала артистов продолжительными щедрыми аплодисментами.

Виктор Александров, Дортмунд (Германия) радио «Орфей» 

Вернуться к списку новостей