Завершился второй день научно-практического музыкального марафона – Международной конференции «Музыкальное наследие в современном обществе». Подведены промежуточные итоги заседаний. Результатом работы пяти разных секций стало рассмотрение важнейших вопросов современного музыкознания, актуальных проблем положения культурного наследия сегодня. Все затронутые темы оказались чрезвычайно злободневными, животрепещущими и важными. Каждый доклад неизменно вызывал живой отклик аудитории.Объединение усилий российских и зарубежных специалистов в области музыкального искусства определило курс дальнейшего движения научной музыкальной мысли.

Секция «Инновации в музыкальном сообществе»

3 октября в 10.00 в Центральном музее музыкальной культуры состоялось открытие секции «Инновации в музыкальном сообществе», организованной ВМОМК имени М. И. Глинки и Центром современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ».

Почетным гостем конференции стал Дэмиэн Уитмор, директор по связям с общественностью и программированию Музея Виктории и Альберта в Лондоне, вдохновивший всех присутствующих в зале на переосмысление восприятия музея и его позиционирования в современном сообществе.

Дэмиэн Уитмор

Его девиз: «Знание через творчество» – был услышан директорами ведущих музеев музыкальной культуры. Ценные практические советы, как преобразить музейное пространство, на что обращать внимание при формировании бренда, как выживать в современном мире – все это затронул в своем докладе Дэмиэн Уитмор. Зная не понаслышке о современном положении дел в области музееведения, он рассказал о своем опыте работы с Центром современной культуры «Гараж» и Русским музеем в Санкт-Петербурге.

В ходе заседания секции были затронуты жизненно важные темы и для музыкальной индустрии. Обозреватель портала Звуки.ru Павел Сурков рассказал присутствующим о новейших веяниях в сфере защиты авторских прав аудио-визуальных произведений в рамках современных информационных технологий. Евгений Сафронов, являющийся генеральным директором и главным редактором информационного агенства InterMedia, продемонстрировал результаты интереснейших социологических исследований, посвящённых  соотношениям присутсвия на рынке академической и популярной музыки.  Музыкальный критик и телеведущий Артём Варгафтик поделился с присутствующими собственным опытом освоения медийного простанства музыкальной классики. Индустрия радиовещания была представлена радиостанцией "Орфей".  Генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова  в своём выступлении обратилась к опыту взаимодействия СМИ в советский период и сравнила с современной ситуацией: "В советский период существовала настоящая фабрика, которая производила культурные ценности. Благоприятной для искусства была практика госзаказов. Сегодня этого уже нет. Рейтинги популярности радиостанций показывают печальную ситуацию - засилие шансона и некачественной поп-музыки. Когда мы запускали радио "Орфей" в Москве на FM-диапозоне, то прогнозы были неутешительными. Однако случилась удивительная вещь. Радио "Орфей" стали слушать не только те, которые знают и любят классическую музыку, но и люди, которые никогда не интересовавшиеся ею. Стали слушать потому, что такого никогда не слышали. Вывод: альтернатива обязательно должна присутствовать".

Секция «Музыкальная культура современности»

Начала работу секция «Музыкальная культура современности». В ходе дискуссии композитор, председатель Молодёжного отделения Союза композиторов РФ Ярослав Судзиловский затронул острую тему статуса профессии композитора в современном обществе: "Профессия "композитор" в настоящее время даже не вход в реестр профессий современной России. Эту ситуацию надо менять". 

Ярослав Судзиловский

Доктор искусствоведения и ведущий эксперт Ассоциации современной музыки Рауф Фархадов поделился своими наблюдениями академической музыки в  общекультурном контексте XXI века. О русско-французском музыкальном союзе, вновь обретённых рукописях Н. Обухова рассказала присутствующим Нино Баркалая - кавалер Ордена искусств и литературы Франции и кандидат искусствоведения. В ходе дискуссии, в которой помимо докладчиков участвовали композиторы  Владимир Мартынов,  Алексей Сюмак, Виктор Екимовский,  были затронуты проблемы современной оперы, обсуждалась роль общества и религии в жизни композиторов, а также  основы для русско-французского молодежного культурного сотрудничества.


Секция «Музыкальная классика: сохранение, изучение, публикация»

В Малом зале Центрального музея музыкальной культуры начала работу секция «Музыкальная классика: сохранение, изучение, публикация».  Участники – музыковеды и  архивисты, источниковеды; куратор – ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Марина Рахманова.

В докладе доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Екатерины Власовой речь шла о роли архивных источников в музыкальной истории XX века и о документах, опровергающих схематичные, идеологически-ангажированные представления о музыкально-историческом процессе. Марина Рахманова рассказала о многотомной серии «Духовная музыка России в материалах и документах».

Тема доклада научного сотрудника ВМОМК имени М.И. Глинки, кандидата искусствоведения Юлии Ефимовой – авторские рукописи К.Н. Шведова в архивах Глинкинского музея.

Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории Анна Булычева рассказала о нескольких неизвестных ранее рукописях композитора Александра Алябьева.

Особенный интерес вызвал доклад ст. научн.сотр. Государственного института искусствознания, кандидата искусствоведения Светланы Зверевой «Русская музыкальная жизнь на оккупированных советских территориях в годы Великой Отечественной войны».  Исследование посвящено, преимущественно, трем регионам – Смоленску, Пскову и Белоруссии. С учетом сложности и даже болезненности темы, чрезвычайно важен тактичный подход исследователя и безусловная опора на архивные материалы.

Вернуться к списку новостей