1 октября в Международный день музыки в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры собрался цвет музейного музыкального сообщества. Здесь состоялся «Парад музеев» – событие, открывающее юбилейную неделю в честь 100-летия Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Участники парада - директора и сотрудники музеев – члены Ассоциации музыкальных музеев и коллекций представили  презентации своих учреждений,  с удовольствием отвечая на многочисленные вопросы всех тех, кто в этот праздничный день оказался в зале.

С приветственной речью перед собравшимися выступил генеральный директор ВМОМК имени М. И. Глинки Михаил Брызгалов. Ознакомив гостей с программой предстоящих юбилейных мероприятий, он подчеркнул, что и «Парад музеев», и научно-практическая конференция  «Музыкальное наследие в современном обществе» (2 – 5 октября), и выставка «Музы. Музыка. Музей», и Торжественный вечер «Concerto Grosso для музея и друзей» (4 октября) – действительно являются событиями в жизни ВМОМК. Ведь в подобных форматах юбилей празднуется впервые.

«Парад музеев» открыл Василий Вяткин художник-реставратор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ, входящей с 2010 года в фонд Музейного объединения. Он изложил краткую историю формирования и создания Госколлекции, а также осветил ее роль в современном исполнительском искусстве и концертной жизни столицы и мира. В качестве яркой иллюстрации к сказанному со сцены звучала музыка великого И.-С. Баха, исполненная на исторической скрипке.

Всего же в «Параде» приняли участие более двух десятков музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбовской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Саратовской, Астраханской, Курганской областей, республик Удмуртия и Саха. Международный статус события подчеркнула презентация Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана.

Рояль композитора А. Г. Рубинштейна. Фабрика Я. Беккера. Санкт-Петербург. 1870-е гг. Хранится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. Источник фото: www.theatremuseum.ru

Все эти музеи различны по масштабам и тематике. Среди них есть крупные, многофункциональные, освещающие различные стороны музыкальной деятельности. Это ВМОМК имени М. И. Глинки, Музей музыкальной культуры Азербайджана, Музей музыки и фольклора народов Якутии, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Музей Большого театра. Есть небольшие, как Музей музыкальных инструментов при Курганском педагогическом колледже и Музей саратовской гармоники. Есть расположенные зачастую в сельской местности музеи-усадьбы и дома, связанные с именами С. Рахманинова, П. Чайковского, А. Бородина, С. Танеева, Л. Собинова, С. Лемешева, К. Сагырбаева. Есть столичные именные музеи А. Скрябина, С. Прокофьева, Ел. Гнесиной, Н. Голованова, А. Гольденвейзера.

Презентации включали рассказы о структуре того или иного музея, об истории формирования его коллекций и отдельных экспонатов, о постоянных экспозициях, выставках и концертах, об интерактивных формах работы с посетителями и технологических новшествах. И, конечно, о сотрудничестве и партнерстве музеев, без которого сегодня невозможно представить их полноценную продуктивную деятельность. Яркий тому пример – Музей имени Н. Г. Рубинштейна, с которого 100 лет назад началась история ВМОМК. Сегодня такой музей вновь существует (он был возрожден в начале 1990-х годов и посвящен истории Московской консерватории имени П. И. Чайковского) и очень тесно взаимодействует с ВМОМК. Свидетельством тому служат целых три совместно организованных выставки, развернутых сейчас в Московской консерватории – «Люди. События. Век.100 лет вместе…» и две – к юбилейным датам В. Сафонова и Ю. Холопова.

Музей имени Н. Г. Рубинштейна. Источник фото: http://rm.mosconsv.ru

Все участники «Парада» подчеркивали, что быть вместе, обмениваться идеями и опытом – сегодня очень важно для музеев вообще и музыкальных музеев в частности. Только так возможно найти ответы на актуальные «музейные вопросы: как сохранить дух и атмосферу того или иного музыкального «дома», идя при этом в ногу со временем, и зачем современному человеку, у которого, благодаря высоким технологиям, весь мир умещается на ладони и есть доступ к любой информации, идти в музей.

Союзниками и помощниками музеев в деле привлечения посетителей выступают туристические фирмы, представители которых также побывали на «Параде музеев» и расширили свои представления о возможностях даже самых известных маршрутов. Привлечению внимания турагентств к музыкальным музеям способствовало Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Вечером, в том же зале, юбиляр в лице руководства и ведущих сотрудников Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки принимали поздравления от коллег. В неформальной, очень дружественной обстановке было произнесено много теплых слов и прекрасных пожеланий. Кроме того, музей получил массу подарков — каталогов, дисков, книг — часть которых пополнит фонды ВМОМК. Самыми эффектными подношениями стали реконструкция скифской арфы, выполненная мастером А. Гнездиловым из Барнаула, и оцифрованные и очищенные фонограммы звучания 16 фонографических валиков начала ХХ в. из фондов ВМОМК с голосами Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, Э. Карузо, гармониста П. Невского, цитриста Ф. Бауэра — оцифровка проведена Институтом проблем регистрации информации НАН Украины под руководством Вячеслава Петрова.

Музыкальные поздравления также отличались большим стилевым и жанровым разнообразием от классической фортепианной музыки П. Чайковского и А. Скрябина до рок-н-ролла в исполнении квинтета медных духовых «New Life Brass».

Вечер получился эмоциональным, насыщенным и по-домашнему уютным, каким и должен быть праздник в музее среди друзей.

 

Вернуться к списку новостей