На днях в Москве был дан старт седьмому по счету международному фестивалю-школе «Территория», события которого разворачиваются полным ходом на столичных театральных сценах и арт-площадках.

«Территория» – едва ли ни единственный смотр в нашей стране, знакомящий российскую публику с новейшими формами современного театра. В арт-дирекции фестиваля – ярчайшие деятели отечественного театрального пространства, среди них: народный артист России,  художественный руководитель Государственного Театра Наций – Евгений Миронов (председатель оргкомитета фестиваля «Территория»); выдающийся режиссер театра и кино, подвижник авторского и экспериментального театра в России, основатель проекта «Платформа» – Кирилл Серебренников; авторитетный театральный критик – Роман Должанский; педагог Школы-студии МХАТ, режиссер – Андрей Ураев; актрисы театра и кино Чулпан Хаматова и Мария Миронова. В этом году к команде фестиваля присоединился молодой успешный оперный режиссер, основатель «Опергруппы» – Василий Бархатов, который в рамках своего проекта «Лаборатория Современной Оперы» представит на нынешней «Территории» спектакль «Сны Минотавра» на музыку композитора Ольги Раевой.


В 2012 году главной площадкой фестиваля стал Государственный Театр Наций – без преувеличения №1 в России по продвижению театрального искусства нового поколения. Ежегодно театр разрабатывает и реализует проекты различных программ, проводит международные и российские фестивали, представляет лучшие отечественные и зарубежные спектакли всех жанров и направлений, продюсирует собственные постановки. При всем этом Театр Наций существует не как некое андеграундное объединение, а в статусе государственного, что позволяет ему привозить в Москву лучшие образцы актуального европейского театра и организовывать уникальные международные проекты.  

Словом, вместе Театр Наций и фестиваль «Территория» являют собой нечто очень естественное и чрезвычайно мощное. По большому счету, обе формации на протяжении нескольких лет курирует одна и та же художественная команда во главе с Евгением Мироновым. Однако в прежние годы фестиваль «Территория» кочевал по городам России (Пермь, Казань, Сочи), а Театр Наций, дожидаясь ремонта исторического здания в Петровском переулке, реализовывал свои проекты на различных сценических площадках. В 2012 году они объединились не только идеологически и концептуально, но также во времени и пространстве. Теперь Театр Наций официально признан штаб-квартирой фестиваля, а «Территория» вместе с тем вышла на качественно новый уровень размаха и достоинства, что не замедлило отразиться на объеме и многогранности фестивальной программы.

В рамках нынешнего смотра заявлено девять спектаклей, пятнадцать мастер-классов, одиннадцать эскизов спектаклей, три кинопоказа, а также выставки, перфомансы, инсталляции и серия творческих встреч с режиссерами, артистами и театральными коллективами.

Торжественное открытие фестиваля состоялось 9 октября. В этот день во дворе Театра Наций развернулся монументальный музыкальный перфоманс Филиппа Григорьяна – «Свалка». В одном из своих интервью режиссер как-то оговорился, что «чувство рождает форму, а форма всегда содержит смысл». Может быть, именно потому, что свалка на то и названа свалкой, что по своей природе абсолютно бесформенна (а во дворе Театра Наций действительно разместилась импровизированная свалка), перформанс под открытым небом стал скорее приятным дополнением к шампанскому, которым щедро угощали всех, кто пришел посмотреть на действо.

По соседству в здании XIX века на Страстном бульваре отрылась экспозиция «90-ые: победа и поражение» под кураторством главного российского акциониста, философа и арт-провокатора Олега Кулика. Четыре современных художника – Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Валерий Чтак и сам Кулик – в своих инсталляциях предпринимают попытку осмысления того безудержного, дикого и вызывающего искусства, которое сами же создавали.

Однако главным событием вечера стал пластический мультимедийный спектакль авангардной труппы современного танца из Мельбурна «Chunky Move»«Смертельный двигатель» («Mortal Engine»), представленный на главной сцене Театра Наций.


Театральная группа «Chunky Move» (Австралия). Спектакль «Смертельный двигатель»(«Mortal Engine») / Photo - Andrew Curtis 

Постановка Гидеона Обарзанека, которая за три года своего существования с большим резонансом объездила весь мир, в Москве была показана впервые. Глазам предстало зрелище действительно завораживающее – особенно на первых парах. В спектакле активно задействованы высокие технологии. Световые, лазерные и видео- проекции создают на сцене интерактивную психоделическую среду, которая, с одной стороны, как будто чувствительна к малейшим телодвижениям танцоров (но на самом деле это не так, поскольку вся система тщательно сгенерирована искусными инженерами во главе с Фридером Вайсом), а, с другой стороны, поглощает не только любое проявление пластики, но и само тело, его воспроизводящее. Звук, пространство и движение интерпретируются в виде коммуникативного аудио-визуального опыта в режиме реального времени, обнажая конфликт того, кто же является истинным манипулятором – человек, который запускает «сердцебиение» системы, или система, которая, будучи активирована человеком, способна трансформировать его до неузнаваемости?

При более детальном рассмотрении, когда первичный эффект спадает, глаза привыкают к ярким вспышкам света и визуальным метаморфозам, создается впечатление, что «Смертельному двигателю» элементарно не хватает эстетической выточенности. Хореография Гидеона Обарзанека, несмотря на прекрасные пластические данные танцовщиков, аморфна и маловыразительна, а проекции, ниспадающие на полотно сцены, представляют собой простейшие геометрические паттерны. Основная динамика спектакля держится на неожиданной световой пульсации (художник по свету и лазерным технологиям – Робин Фокс) и отменном шизофреническом музыкальном оформлении австралийского композитора и саунд-дизайнера Бена Фроста.



В основной программе второго дня фестиваля «Территория» показали одну из последних премьер Театра Наций – гротескно-фантастический спектакль «Circo Ambulante» титулованного российского режиссера Андрея Могучего с Лией Ахеджаковой в главной роли, о котором мы уже рассказывали в январе, когда проходили премьерные показы. А 10 и 11 октября на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда театральная команда из Италии «ricci/forte» представила свою визитную карточку – провокационный спектакль под названием «Grimless», о котором речь пойдет в следующем обзоре…

Впереди на «Территории» – премьера оперы «Сны Минотавра» композитора Ольги Раевой по произведениям Владимира Сорокина от «Лабаратории современной оперы» Василия Бархатова (12 октября); первый показ в Москве драматического спектакля «Войцек» (по знаменитой пьесе Георга Бюхнера) Национального театра Латвии в постановке Кирилла Серебренникова (14 октября); нашумевший музыкально-мультимедийный перфоманс «Полнолуние» композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна (16 октября); и балет «Ния» компании La Baraka (Франция) и Национального балета Алжира с музыкой Мориса Равеля и алжирско-суфийскими песнями певицы Урии Аичи  (18 и 19 октября).

Материал подготовила Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей